Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов направил министру финансов Антону Силуанову письмо с предложением выпустить новые разъяснения Минфина.
Бизнес-омбудсмен просит определить порядок действий в отношении поставщиков, которые выиграли госзакупки по федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, но из-за резко изменившейся экономической ситуации не заключили заведомо неисполнимые контракты.
"Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2022 г. №417 предусмотрены положения, которые позволяют предотвратить включение в реестр недобросовестных поставщиков организаций, объективно не способных исполнить обязательства по контракту вследствие мер ограничительного характера со стороны иностранных государств.
Но эти положения не распространяются на предпринимателей, которые были признаны победителями закупочных процедур, однако не стали заключать контракты в феврале-марте из-за резкого изменения ситуации на рынке и понимания невозможности исполнения обязательств. Для них наступают негативные последствия - утрата обеспечения заявки, включение в реестр недобросовестных поставщиков и так далее", - подчеркивает Титов.
В своем письме он также приводит несколько примеров таких ситуаций по информации из поступивших к нему жалоб и отмечает, что заказчики не рассматривают предложения ни о замене товаров на аналоги, ни о корректировке цены контракта, обусловленной, в том числе, вынужденным изменением маршрутов и условий доставки товара.
Кроме того, бизнес-омбудсмен объясняет, что действующее законодательство не содержит в себе инструментов для разрешения подобных спорных ситуаций, а товарное эмбарго из-за санкций не рассматривается как форс-мажор. При этом антимонопольные органы при рассмотрении таких дел выносят разные решения, а в случае отказа включать организации, попавшие в такие ситуации, в реестр недобросовестных поставщиков, ссылаются на различные факторы. По мнению Титова, это порождает неопределенность и дополнительные риски.
"Тем временем бизнесы несостоявшихся исполнителей после внесения в реестр недобросовестных поставщиков могут быть окончательно разрушены, несмотря на то, что никакой вины исполнителей в этом нет. Действительно ли государство нуждается в таком "ударе изнутри" по малому и среднему бизнесу?" - отмечается в письме.