Банк России прогнозирует быструю трансформацию российской экономики

Банк России прогнозирует довольно быструю трансформацию российской экономики в новых условиях. В докладе о денежно-кредитной политике говорится, что первая фаза такой подстройки уже началась и может завершиться в течение полутора-двух лет. При этом по итогам 2024 года восстановительный рост ВВП составит 2,5-3,5% и в дальнейшем может ускориться. Опрошенные "РГ" эксперты считают такой прогноз вполне обоснованным, однако, говорят они, есть нюансы.
Сергей Куксин

Структурная перестройка объективно уже началась, говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член корреспондент РАН Александр Широв. По его словам, кризисы последних 20 лет показывают, что предприятия довольно быстро адаптируются к изменениям экономической ситуации: например, к ограничениям на трансграничные операции или изменениям курса.

Однако Широв подчеркнул, что этот процесс состоит из двух этапов. На первом этапе, во время краткосрочной адаптации, решить текущие проблемы удается за счет изменения цепочек поставок товаров и создания добавленной стоимости. "В то же время у нас есть так называемый критический импорт - то, что мы не можем получить из дружественных стран или быстро начать производить у себя на территории. Эта задача решается только за счет длительного цикла научно-исследовательских, опытно-конструкторских, внедренческих работ и так далее", - отметил эксперт в разговоре с "РГ".

Широв также предупредил и о других последствиях подобной структурной перестройки. По его словам, на втором этапе процесс адаптации приведет к изменению секторов экономики, которые формируют экономическую динамику. "Будут развиваться предприятия, ориентированные на внутренний спрос. Это приведет к тому, что так или иначе будут повышаться их конкурентоспособность и качество продукции, а значит, станут расти и цены", - говорит Широв. Произойдет рост так называемой структурной компоненты инфляции, влияние на которую у Банка России практически нулевое, так как это связано с изменением структуры относительных цен", - объясняет он.

Центробанк может "задушить" эту подросшую инфляцию за счет ограничения спроса, однако это плохое решение. "Только этого нашей экономике сейчас не хватало. Экспертам, правительству и ЦБ нужно договориться, чтобы понять, как мы модифицируем в том числе политику управления ключевой ставкой, чтобы не допустить таких перекосов. Однако такие риски есть", - предупредил директор ИНП РАН.

Тем не менее он не сомневается в том, что мы увидим рост ВВП. По словам собеседника "РГ", озвученные ЦБ сроки даже излишне пессимистичны: если принимать во внимание опыт предыдущих кризисов, то можно заметить, что рост экономики начинался максимум на рубеже пятого квартала от его начала. "Адаптационные характеристики экономики довольно высоки, главное, чтобы была поддержка со стороны государства, и восстановление все равно начнется", - поделился своим мнением Широв.

С этим мнением согласен и старший научный сотрудник лаборатории финансовых исследований Института Гайдара Сергей Зубов. Он отметил, что в докладе ЦБ говорится о готовности российской экономики функционировать в условиях долгосрочной изоляции и о способности денежных властей держать ситуацию под контролем. "Приведенный анализ последних двух месяцев демонстрирует достаточно быструю адаптацию экономических субъектов к новым условиям и наличие признаков стабилизации, которые еще сильнее проявятся в ближайшие месяцы", - отметил он.

По прогнозам ЦБ РФ, российский ВВП может вырасти на 2,5-3,5% по итогам 2024 года с возможным дальнейшим ускорением

По словам эксперта, исходя из текущей ситуации можно ожидать снижения ВВП в пределах 10% или немного больше, если будут отсутствовать какие-либо дополнительные внешние шоки, что в условиях развития геополитической ситуации в мире невозможно гарантировать. Поэтому не исключено, что ЦБ и минфин будут пересматривать свой прогноз на 2022 год.

Зубов также подчеркнул, что своеобразный разворот отечественного бизнеса на внутренние рынки следует рассматривать как долгосрочную тенденцию. "Даже в случае смягчения санкций или успешного формирования альтернативных цепочек поставок устойчивость отечественной экономики может быть обеспечена путем сокращения зависимости от глобальных рисков, что предполагает временное вынужденное сокращение международных экономических связей", - уверен эксперт.

По его словам, зависимы от санкций как импорт, так и экспорт. А преодоление неблагоприятной ситуации во многом будет определяться политическими позициями отдельных стран. Однако эту ситуацию, возможно, удастся улучшить путем внедрения расчетов в криптовалюте.

Научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Николай Кондрашов, в свою очередь, напомнил о данных макроэкономического опроса, проводившегося Банком России с 13 по 19 апреля среди профессиональных прогнозистов. Тогда эксперты высказали мнение, что в этом году ВВП упадет на 9,2%, в 2023 - не изменится, а затем вырастет на 1,7%. Долгосрочные темпы роста - в 2025-2029 годах - эксперты оценили в 1,4% в год. Таким образом, по мнению независимых экономистов, по итогам 2024 года ВВП России будет на 7,7% ниже уровня 2021, а восстановление до уровня того года произойдет лишь в 2030.

"В собственном текущем прогнозе ЦБ ожидает в среднем несколько худшей динамики ВВП в 2022-2023 годах, чем опрошенные им эксперты, но более сильный рост в 2024 году. Таким образом, ни Банк России, ни эксперты не ожидают быстрого восстановления ВВП до уровня 2021 года. При этом, пока прямые и косвенные санкции будут сохраняться, это будет затруднять всю внешнюю торговлю - как экспорт, так и импорт, а значит, российский бизнес будет концентрироваться на внутренний рынок", - объяснил Кондрашов.