Администрация Костромской области поможет областному центру реализовать новую схему организации транспортного обслуживания населения.
Работа общественного транспорта, признают местные власти, последние пять лет лидирует в антирейтинге городских проблем: люди жалуются на изношенные автобусы, срывы расписаний и переполненность в часы пик.
Задача "принять исчерпывающие меры по оптимизации работы общественного транспорта в областном центре, внесению корректировок в расписание и предъявлению повышенных требований к качеству подвижного состава" на областном уровне была поставлена еще в начале 2021 года. А в октябре того же года к работам по обследованию пассажиропотока и формированию оптимальной маршрутной сети Костромы приступила выигравшая конкурс столичная компания, ранее проводившая аналогичные исследования в Твери, Самаре, Саратове, Подмосковье и Екатеринбурге.
В конце апреля эта компания, как сообщили в обладминистрации, "сформулировала для городских властей основополагающие предложения по формированию стабильно работающей транспортной системы". Самое главное из них - переход системы транспортного обслуживания на так называемую систему брутто-контрактов, при которой заработок перевозчика зависит не от количества перевезенных пассажиров, а от четкого соблюдения условий контракта.
- Устранение основной проблемы, а именно: несоблюдения перевозчиками расписания движения и беспричинной отмены рейсов в ранние утренние и поздние вечерние часы - возможно только при переходе на систему брутто-контрактов, - уверен глава администрации Костромы Алексей Смирнов. - При такой системе объем средств, полученных перевозчиком за его работу, не будет зависеть от количества перевезенных пассажиров, зато будет напрямую зависеть от полноты и своевременности выполнения установленного контрактом количества рейсов.
Кроме того, специалисты предложили оптимизировать существующую маршрутную сеть (сегодня это 45 маршрутов), закупить автобусы большой вместимости, а также активнее интегрировать пригородные маршруты, прежде всего Костромского района, в городскую маршрутную сеть.
Причем заниматься внедрением новшеств будут совместно и городская, и областная администрации: городские власти обратились за помощью в этом деле к региональным, поскольку в одиночку реализовать новую схему организации транспортного обслуживания, по их мнению, не смогут. Но даже с учетом участия региона подготовительный период, по словам заместителя губернатора Костромской области Юрия Макова, займет 9-10 месяцев.
- Считаю, что не надо рассуждать так, что если у нас нет денег, то и делать ничего не надо. Делать надо. Я возьму на себя личную персональную ответственность за этот проект, если такое решение будет принято. Подготовительная работа нам необходима в течение примерно 9-10 месяцев: это создание всех структур, необходимых для данной работы, и покупка около 100 единиц нового транспорта, - пояснил замгубернатора.
Глава области Сергей Ситников, со своей стороны, подчеркнул, что необходимо четко просчитать все вопросы, связанные с переходом на новую транспортную схему: готовность перевозчиков к переходу на новые контрактные обязательства, закупку нового автопарка, готовность людей к изменению числа маршрутов и новым тарифам на оплату перевозок. По мнению губернатора, это очень непростое решение, которое повлечет за собой увеличение нагрузки на региональный бюджет. Но "оно крайне необходимо".
- Мы заходим в эту историю, но мы должны понимать, что она приведет к ряду издержек. Это в первую очередь история не про экономику и возможность заработать - это социальная тема, создание комфортных и безопасных условий для наших земляков. Нужно все проблемные точки, все особенности новой схемы объяснить людям, - заявил Сергей Ситников.
Кстати
По информации думы города Костромы, Костромской район тоже уже выразил готовность подключиться к решению транспортного вопроса. В частности, глава района Елена Шилова обратилась к депутатам с предложением интегрировать районный транспорт в транспортную схему Костромы. "Мы фактически уже интегрированы. Наши люди ездят в Кострому на работу, костромичи, в свою очередь, ездят к нам на дачи, в учебные заведения", - объяснила глава. Городские депутаты поддержали идею добавить к автобусу № 101, который давно пользуется у костромичей популярностью, автобусы ПАТП-3.