В Прикамье завершается процесс объединения поселений, начатый более 10 лет назад

Глобальный процесс преобразования территорий Прикамья, начатый более десятилетия назад, подходит к своему завершению. За этот период в регионе были созданы новые муниципальные образования, которые объединили районные центры и поселения. О том, какую цель преследовал данный процесс и какие экономические выгоды получили жители территорий, рассказал председатель комитета по государственной политике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края Александр Бойченко.
ЗС ПК

Александр Юрьевич, с чего начался процесс преобразования территорий Пермского края? Какие знаковые события за последние несколько лет его характеризуют?

Александр Бойченко: Он начался с того, что в 2011-2012 годах, то есть больше 10 лет назад, были приняты законы Пермского края о преобразовании в городские округа Лысьвы и Губахи. Создание новых муниципалитетов прошло по воле жителей, выраженное через голосование, раздельно проведенное в каждой из двух территорий. Цель преобразования - ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения.

Параллельно в некоторых районах края шел процесс объединения сельских поселений. Тогда законодательство еще не позволяло создавать муниципальные округа. Поселения укрупнялись, чтобы консолидировать финансовые ресурсы. Таким образом, на карте Прикамья появились такие муниципальные образования как Лобановское и Савинское в Пермском районе, Осинцевcкое и Усть-Кишертское в Кишертском и многие другие.

В 2017 году вновь сформированные муниципальные образования стали получать из регионального бюджета дополнительные средства на реализацию комплексных программ развития, это и на благоустройство, на ремонт дорог, на обновление инженерной инфраструктуры и так далее, преобразованным территориям стали компенсировать выпадающие доходы. Возможно, это сыграло решающую роль в данном процессе, поэтому с 2018 года он обрел лавинообразный характер.

В вопросе укрупнения территорий край наработал большой опыт, которым мы делимся с коллегами из других регионов Приволжского, Уральского, Северо-Западного федеральных округов. В результате всех преобразований мы сейчас практически вернулись к той системе, которая существовала до 2003 года, когда у нас в регионе было 48 муниципалитетов: восемь городов и 40 муниципальных районов. Так, после реформы 2003 года в Прикамье появилось почти 400 муниципальных образований, а сегодня их число сократилось до 43.

Чем выгодны преобразования территорий края их жителям?

Александр Бойченко: Есть такая формулировка, что власть является действующей, если все ее полномочия подкреплены соответствующим финансированием. Но у небольших муниципалитетов финансовые возможности очень скромные, они не могут в силу этих обстоятельств разрабатывать программы развития на несколько лет вперед. Поэтому процесс преобразования запускался для того, чтобы дать даже небольшим сельским поселениям новые возможности.

Опыт территорий, где произошло укрупнение, говорит о том, что там создается более комфортная среда для жизни, появляются дополнительные средства для реализации различных проектов. Так, например, после объединения Березников и Усольского района расходы на содержание аппарата муниципальных служащих в округе сократились на 55,9 миллиона рублей в год. Край по системе "рубль на рубль" добавил свои средства, и двойная сумма была направлена на развитие. В селах Берёзовка, Пыскор и Романово заменили систему отопления, установили безопасные ограждения в детских садах и школах, а в Усолье появилась площадка, где установлено игровое и спортивное оборудование 11 видов.

Еще одно преимущество состоит в том, что для жителей сельских территорий в результате преобразований муниципальные услуги становятся доступнее - появляется принцип единого окна для обращений к власти.

Стоит отметить, что решения о создании новых муниципальных образований рассматривались и принимались комитетом только в случае, если за укрупнение высказались жители объединяющихся территорий, выразив свою волю на публичных слушаниях, и если за появление нового муниципалитета проголосовали депутаты местных представительных органов.

Расскажите, пожалуйста, на примере Губахи о том, какие преимущества получили ее жители и жители нескольких близлежащих поселений от преобразования в городской округ?

Александр Бойченко: В городской округ Губаха объединялась с двумя небольшими рабочими поселками, которые не могли себе позволить никаких серьезных инфраструктурных проектов, поскольку их бюджеты были преимущественно дотационными. То есть, ни дороги новые, ни детские сады, ни какие-либо другие важные объекты эти поселения построить самостоятельно не могли. Но все изменилось после их вхождения в городской округ, ведь таким образом у них появились возможности развиваться как территории более крупного муниципального образования. Выиграла от этого объединения и Губаха, ведь жители поселений почти ежедневно ездили в крупный районный центр на работу. Поэтому муниципалитету нужно ремонтировать дороги, идущие из этих поселков, создавать объекты социальной инфраструктуры. Все эти траты из муниципального бюджета сейчас спланированы и не являются проблемой для Губахинского городского округа.

С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе преобразования территорий Пермского края?

Александр Бойченко: Как правило, противники преобразований обосновывали свое мнение тем, что жители поселения, которое станет частью городского округа, потеряют различные льготы, которые они имели как сельские жители. Но на самом деле эти льготы у них сохраняются. Есть также опасение, что нагрузка на бюджеты муниципалитетов, которые объединяются с сельскими поселениями, существенно возрастет. Действительно, различных инфраструктурных проектов, в том числе в интересах присоединенных поселений, необходимо будет реализовывать больше, но соразмерно увеличится и объем поддержки из регионального бюджета на эти цели.

На федеральном уровне сейчас говорится о том, что роль и вес муниципальных образований должны возрасти. О чем идет речь?

Александр Бойченко: Это действительно так: законодатели стараются усилить роль муниципалитетов в решении различных задач, предоставить им большую самостоятельность при формировании и распределении своего бюджета. В итоге это должно отразиться на качестве жизни населения. Но федеральное законодательство в сфере преобразования территорий и создания новых муниципальных образований необходимо будет усовершенствовать. Дело в том, что оно в равной мере регулирует процессы и для таких крупных муниципальных образований как Домодедово, где расположен один из крупнейших в России аэропортов и много промышленных предприятий, и для небольших поселков сельского типа. Уверен, что мы сможем внести законодательные коррективы на региональном уровне. Такой опыт уже есть: мы выделяем в региональном законодательстве такие крупные муниципальные образования с населением более 100 тысяч человек как, например, Березники. Уверен, что и на федеральном уровне законодательство о муниципальных образованиях дополнится поправками.

Что ждет Пермский район? Присоединят ли его к Перми?

Александр Бойченко: Такой вопрос периодически обсуждался, но  определенных решений по этому поводу нет. Напомню, что тема расширения агломераций появилась достаточно давно. Мы все помним, как в начале 2000-х мэр Москвы Юрий Лужков спорил с губернатором Московской области Борисом Громовым о том, в чьей зоне ответственности находится аэродром Шереметьево. Подобные ситуации появлялись и в других регионах, поэтому вопрос постарались как можно быстрее решить на законодательном уровне.

В Прикамье ничего подобного между краевой столицей и ее пригородом не возникало: руководство Перми всегда находило возможность договориться с коллегами, когда на территории Пермского района нужно было строить новые инфраструктурные объекты, предприятия или торговые центры. Сегодня Пермский муниципальный округ - самодостаточный, с крупными населенными пунктами, такими, как Лобаново, Култаево или Кондратово, они развиваются хорошими темпами. В частности, об этом говорит тот факт, что количество жителей этих территорий год от года увеличивается. Если люди едут туда жить, значит, видят перспективы.

Ключевой вопрос

Что, по вашему мнению, сегодня нужно усилить во взаимодействии Пермского края и муниципальных структур?

Александр Бойченко: На мой взгляд, такое взаимодействие, в первую очередь, должно быть оперативным: не нужно накапливать много проблемных вопросов, их необходимо решать по мере возникновения. Недавно я озвучил эту мысль на Совете глав муниципальных образований региона. В частности, я предложил представителям муниципалитетов не тянуть с острыми вопросами, а сразу же обращаться к региональной исполнительной власти и к нам в комитет по госполитике и местному самоуправлению Законодательного собрания Пермского края. Мы совместно проработаем и найдем пути их решения.