Как алтайские строители адаптируются к новым экономическим реалиям

Строительная сфера попала в зону турбулентности еще с началом пандемии. Строители Алтайского края едва приспособились к работе в условиях санитарных ограничений, нехватки рабочих-мигрантов и бурного роста цен на стройматериалы, как грянул шторм экономических санкций Запада. Можно работать даже в такой ситуации, но для этого в крае нужно перестроить всю цепочку отношений между множеством ведомственных структур и строительными организациями, уверены эксперты. Цифры и графики часто не совпадают с жизнью. Пора преодолеть разрыв в понимании ситуации между заказчиками и подрядчиками, когда первые смотрят на происходящее сквозь призму официальной статистики и запланированных показателей, а вторые видят суровую реальность.
Татьяна Кравченко

- Статистика - это всего лишь цифры, а есть еще реальная жизнь, - подчеркивает директор ООО "Век-Строй" Сергей Зябкин. - В Алтайском крае есть Фонд развития промышленности, это двести миллионов рублей. Чиновники нам говорят: "Берите из него субсидии и пользуйтесь". Но берут мало. Потому что в постановлении, определяющем деятельность фонда, очень много условий, которые попробуй выполнить. Наша компания подала все документы и прошла все согласования, но в итоге предприятие с оборотом 2,5 миллиарда рублей получило субсидию в семьсот тысяч. При этом инвестиции в основные средства производства с апреля 2020 года по апрель 2021-го у нас составили более двухсот миллионов руб-лей. Хорошо, что в связи с последними событиями появилась возможность получить компенсации по кредитной ставке. Здорово, если этот механизм будет работать. Хотя принимать такое решение надо было уже в конце февраля - для некоторых строительных компаний эта мера может оказаться запоздалой.

По мнению Сергея Зябкина, в целом региональной строительной отрасли не хватает организационной смелости, оперативности в принимаемых решениях и готовности нести ответственность за них.

- У нас одни считают сметы, вторые согласовывают, третьи занимаются экспертизами. И никто не берет ответственность за конечный результат. А в итоге подрядчик оказывается крайним и заходит в тупик: цена на стройматериалы в смете одна, а в реальности другая. Объемы производства железобетона в крае за последние два месяца упали в три раза, а логистика подскочила в цене в полтора раза. В итоге строительный задел - объем работ, который должен быть выполнен на переходящих объектах к концу планируемого периода для обеспечения непрерывности производства и ритмичности ввода в эксплуатацию строящихся зданий и сооружений, - по сравнению с 2014-м упал в десять раз, он сейчас минимальный с 2008 года.

По словам Сергея Зябкина, социальных объектов с использованием железобетонных конструкций сейчас не строят, но в регионе запланировано построить семь школ с применением таких материалов. Причина - в недавней чехарде с сейсмическими нормами, когда равнинный Алтайский край внезапно оказался среди регионов, которые регулярно "трясет". Недоразумение устраняют благодаря принципиальной позиции СРО "Алтайские строители", но в местном бумагообороте процесс идет медленно.

- Мы писали письма в различные организации - проектируйте школы в кирпичном исполнении, сделайте исключение. Железобетонный монолит стоит в четыре раза дороже кирпичного проекта - в нем гораздо больше металла, цена на который за последние два года выросла в три раза.

Сложности испытывают и компании, специализирующиеся на отдельных строительных сегментах.

- В прошлом году цены на окна выросли на двадцать-сорок процентов, - сообщил директор компании "АКТО" Александр Зайцев. - В третьей декаде февраля начался новый скачок цен, и к концу марта они выросли еще на пятнадцать процентов. Они бы поднимались и дальше, если бы минпромторг России не принял грамотное решение "отвязать" цены на металл от мировых. В апреле они вроде бы стабилизировались, а в Москве и Санкт-Петербурге даже упали на один-три процента.

Ситуация с ценами на стекло показывает, насколько важна обратная связь в системе отношений "центр - регионы".

- Совместно с СРО "Алтайские строители" и Союзом строителей Алтайского края мы отправили письма в минпромторг РФ и минстрой РФ с анализом динамики цен на стекло за последние пять лет. В итоге ФАС России завела два уголовных дела по поводу монопольного сговора в отношении производителей стекла. Не секрет, что рынок стекла в России поделен между четырьмя компаниями, учредители которых находятся в Европе и Америке. Сейчас цена стабилизировалась, хотя стекло по-прежнему очень дорогое. В нашем понимании она должна быть ниже процентов на двадцать. Сильно подорожали оконный профиль и фурнитура, включающие импортные компоненты. Наших запасов хватит на три-четыре месяца. К осени начнется формироваться дефицит. Надеяться на отечественных производителей пока не приходится - старые каналы сбыта сломаны, нужно выстраивать новые логистические цепочки поставок, а в долгосрочной перспективе - заниматься реальным импортозамещением. В целом производство окон к концу года может просесть минимум на двадцать процентов, - отмечает Александр Зайцев.

Еще одна новая реальность - сужение периода прогнозирования ситуации. Прежде строители, как правило, видели перспективу на три года. Сейчас из-за ряда причин - начиная с волатильности цен на стройматериалы и заканчивая маятником банковских процентов - сложно строить планы даже на ближайший месяц. Отрасль, конечно, выживет, уверены эксперты. Вопрос в другом - насколько велики будут потери, в том числе технологические и кадровые. Так, в производство стройматериалов в Алтайском крае в этом году никто не вкладывал.

Прямая речь

Александр Мишустин, председатель правления Союза строителей Алтайского края:

- Принятие нормативных актов о поддержке строительных компаний, возводящих объекты социальной сферы, и выделение средств происходят с опозданием в три-четыре месяца. Для некоторых компаний это ожидание затягивается еще дольше. А что делать строителям в этот период - питаться святым духом? Размеры компенсации понесенных расходов оказались ниже обещанных. Количество компаний, способных качественно возводить объекты соцкультбыта, катастрофически сокращается.