- В 2015 году заключено трехстороннее соглашение между правительством региона, администрацией Обского бассейна водных путей и местными предприятиями речной и добывающей отраслей, чтобы возродить водный транспорт на Оби, - напомнил замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин. - За прошедшие семь лет нам удалось реанимировать речные грузоперевозки и увеличить грузооборот по реке в 2,5 раза. В результате мы убрали с автомобильных дорог края более 250 тысяч грузовиков - это очень много.
По словам начальника Барнаульского района водных путей и судоходства - филиала администрации Обского бассейна внутренних водных путей Александра Чуприна, в 2012-2014 годах дноуглубительные работы в крае вообще не велись, судоходность рек тогда сократилась до минимума. В 2014-м по Оби перевезли всего 344 тысячи тонн грузов, и судоходный сезон длился меньше трех месяцев. К 2019 году благодаря соглашению удалось довести объемы грузоперевозок до 963 тысяч тонн, а сезон продлить до 110-150 суток.
Правда, в 2020-м и 2021-м из-за резкого снижения уровня воды в алтайских реках объемы перевозок несколько сократились. Но зато постоянно растет география: сегодня грузовое речное сообщение действует в Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби, Малетино, есть поставки даже в Новосибирскую область. В основном перевозят инертные материалы для дорожных работ - щебень, песок. С Бийского песчано-гравийного комбината инертные материалы везут в Барнаул, с Малетинского каменного карьера - в Камень-на-Оби, а также в Ордынский район Новосибирской области.
- Соглашение о развитии судоходства подписано и на 2022 год, - отметил Дмитрий Коровин. - В нем существенно увеличены бюджетные инвестиции: с 25 до 35 миллионов рублей из средств краевого бюджета, и с 45 до 75 миллионов - из федерального. Бизнес со своей стороны обязуется наращивать грузоперевозки, поддерживать флот в рабочем состоянии и участвовать в обустройстве разгрузочно-погрузочных площадок. В России пятнадцать водных бассейнов, но таких эффективных механизмов государственно-частного партнерства, когда участвует и власть, и бизнес, и грузоотправители, больше нигде нет.
Перевозка одной тонны груза по реке транспортом почти в три раза дешевле, чем автомобилем. К тому же это более безопасно - в прошлом году в Алтайском крае не зафиксировали ни одного происшествия с речным транспортом. Единственный минус - короткий навигационный период, который в среднем составляет четыре месяца. Чтобы максимально эффективно провести сезон, речную "дорогу" нужно поддерживать в хорошем состоянии. Глубина русла, где ходят суда, должна быть не менее 1,4 метра, а ширина - около 200 метров. Поэтому почти сразу после ледохода алтайские речники приступили к расчистке заиленных и обмелевших участков, уборке песчаных перекатов.
- Для таких работ у нас есть необходимая дноуглубительная техника. Правда, все суда 1960-1980-х годов выпуска и отработали уже по два нормативных ресурса. Последний раз новое судно мы получали в 1987-м. И вот в прошлом году на верфях Городца в Нижегородской области начали строительство нового земснаряда для Алтайского края. Для нас это историческое событие, - подчеркнул Александр Чуприн.
Стоимость специального судна - почти миллиард рублей. По контракту сдать в эксплуатацию его должны в 2024-м, правда, алтайские речники надеются получить его уже в следующем году. В филиале администрации Обского бассейна уверены, что Алтайский край попал в число получателей дорогостоящей техники именно благодаря своему опыту государственно-частного партнерства в деле возрождения речного судоходства. Всего в стране сейчас строят три спецсудна, которые предназначены для регионов с большими объемами речных грузоперевозок. Но сравниться с тем же Нижним Новгородом, где по реке перевозят 36 миллионов тонн грузов в год, Алтайский край, где мечтают довести речной грузооборот хотя бы до одного миллиона тонн, пока не может.
- В этом году у нас глобальные планы - водный транспорт впервые официально включен в общий комплекс дорожно-транспортной системы региона. Мы собрали заявки на поставку строительных материалов на ближайшие три года. Выстроена логистика с учетом развития автомобильного транспорта. Начнем развивать новые перевалочные площадки в Усть-Пристани, Быстром Истоке, Калистратихе, Шелаболихе. Это будет освоение необустроенных площадок, которые были заброшены еще в советское время. Мы их планируем обеспечить всей необходимой инженерной инфраструктурой, прежде всего электро- и водоснабжением, - поделился планами Александр Чуприн.
Между тем
В Алтайском крае сохранили и пассажирские речные перевозки. На протяжении многих лет их субсидируют из средств регионального бюджета. Жители края могут добраться на теплоходе из Барнаула в села Бобровка, Рассказиха, Барсуково, Какуйское и обратно за пятьдесят процентов от стоимости билета. В прошлом году пассажиропоток по Оби увеличился на девятнадцать процентов по сравнению с 2020-м и достиг 178 тысяч человек.