В Омске оценят перспективы международных водных грузоперевозок

Омские речники намерены организовать экспериментальный рейс по Иртышу до верхнего течения реки на территории Казахстана. Удачный путь до Черного Иртыша позволит установить водную транспортную связь с Западным Китаем и открыть новые возможности для международной торговли.

Осложнение геополитической ситуации стимулирует сибиряков активнее развивать сотрудничество с дружественными азиатскими странами. Одна из перспективных транспортных артерий для доставки грузов в Казахстан и Китай - река Иртыш.

В последнее время тему организации транспортных коридоров "Россия - Казахстан - Китай", в том числе по Иртышу, активно обсуждают и на высшем уровне. Так, переговоры совместно с департаментом международного сотрудничества минтранса РФ ведет руководство Росморречфлота.

По мнению специалистов ведомств, развитие судоходства необходимо начинать с пилотных рейсов. Чтобы организовать стабильный грузопоток, нужна достоверная информация о фактических габаритах Иртыша в разные навигационные периоды. Экспериментальный маршрут позволит выявить возможные проблемные участки. Официальный запрос о содействии в организации пилотного маршрута минтранс РФ уже направил в Китайскую Народную Республику.

Еще один предметный разговор о перспективах использования реки состоялся в приграничном Павлодаре, где побывала делегация Омской области.

- В Казахстане остался практически единственный речпорт. Когда-то по Иртышу мы перевозили до миллиона тонн грузов в год. Сейчас же - гораздо меньше, хотя это и быстрее, и экономичнее, чем другими видами транспорта. Полагаю, здесь есть большой потенциал для бизнеса обеих областей. Технические вопросы будем совместно решать на уровне региональных властей, а при необходимости - центральных органов, - подчеркнул аким Павлодарской области Абылкаир Скаков.

Сейчас ежегодный взаимный объем перевозок грузов между Омской областью и Казахстаном составляет около 150 тысяч тонн. Чтобы увеличить товарооборот, омские инвесторы готовы вложить до ста миллионов рублей в строительство причала в Павлодаре. Это позволит сократить издержки перевозчиков на треть.

Перспективными направлениями развития международного сотрудничества может быть не только транспортировка контейнеров, сельскохозяйственных и нефтеналивных грузов, но и организация пассажирских и туристических перевозок.

Омичи намерены увеличить объемы поставок по Иртышу и в северном направлении - в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где существует острая потребность в стройматериалах, древесине, машинах, продовольствии.

Между тем в последние годы река сильно обмелела. В прошлом году из-за аномальной засухи уровень Иртыша опустился до критических величин. Наполнение бассейна реки на территории Омской области зависит от водопользования в соседних государствах, где расположены многочисленные гидросооружения. Сейчас в Омской области возобновлено строительство плотины, однако стабильное состояние Иртыша требует целого каскада таких объектов.

Прямая речь

Александр Бурков, губернатор Омской области:

- Учитывая то, что мощности железнодорожного транспорта практически исчерпаны, а себестоимость авиаперевозок очень высока, водное сообщение становится актуальным как никогда. В наших планах - организация экспериментального рейса через Республику Казахстан в КНР в предстоящий навигационный период. Это позволит наладить взаимные поставки крупногабаритных грузов и частично решить задачу оперативного импортозамещения для ряда секторов экономики. Нужно увеличивать и объемы поставок в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. На предстоящем заседании экспертного совета при федеральном минтрансе мы вынесем на обсуждение эти два ключевых вопроса.