Осложнение геополитической ситуации стимулирует сибиряков активнее развивать сотрудничество с дружественными азиатскими странами. Одна из перспективных транспортных артерий для доставки грузов в Казахстан и Китай - река Иртыш.
В последнее время тему организации транспортных коридоров "Россия - Казахстан - Китай", в том числе по Иртышу, активно обсуждают и на высшем уровне. Так, переговоры совместно с департаментом международного сотрудничества минтранса РФ ведет руководство Росморречфлота.
По мнению специалистов ведомств, развитие судоходства необходимо начинать с пилотных рейсов. Чтобы организовать стабильный грузопоток, нужна достоверная информация о фактических габаритах Иртыша в разные навигационные периоды. Экспериментальный маршрут позволит выявить возможные проблемные участки. Официальный запрос о содействии в организации пилотного маршрута минтранс РФ уже направил в Китайскую Народную Республику.
Еще один предметный разговор о перспективах использования реки состоялся в приграничном Павлодаре, где побывала делегация Омской области.
- В Казахстане остался практически единственный речпорт. Когда-то по Иртышу мы перевозили до миллиона тонн грузов в год. Сейчас же - гораздо меньше, хотя это и быстрее, и экономичнее, чем другими видами транспорта. Полагаю, здесь есть большой потенциал для бизнеса обеих областей. Технические вопросы будем совместно решать на уровне региональных властей, а при необходимости - центральных органов, - подчеркнул аким Павлодарской области Абылкаир Скаков.
Сейчас ежегодный взаимный объем перевозок грузов между Омской областью и Казахстаном составляет около 150 тысяч тонн. Чтобы увеличить товарооборот, омские инвесторы готовы вложить до ста миллионов рублей в строительство причала в Павлодаре. Это позволит сократить издержки перевозчиков на треть.
Перспективными направлениями развития международного сотрудничества может быть не только транспортировка контейнеров, сельскохозяйственных и нефтеналивных грузов, но и организация пассажирских и туристических перевозок.
Омичи намерены увеличить объемы поставок по Иртышу и в северном направлении - в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где существует острая потребность в стройматериалах, древесине, машинах, продовольствии.
Между тем в последние годы река сильно обмелела. В прошлом году из-за аномальной засухи уровень Иртыша опустился до критических величин. Наполнение бассейна реки на территории Омской области зависит от водопользования в соседних государствах, где расположены многочисленные гидросооружения. Сейчас в Омской области возобновлено строительство плотины, однако стабильное состояние Иртыша требует целого каскада таких объектов.
Александр Бурков, губернатор Омской области:
- Учитывая то, что мощности железнодорожного транспорта практически исчерпаны, а себестоимость авиаперевозок очень высока, водное сообщение становится актуальным как никогда. В наших планах - организация экспериментального рейса через Республику Казахстан в КНР в предстоящий навигационный период. Это позволит наладить взаимные поставки крупногабаритных грузов и частично решить задачу оперативного импортозамещения для ряда секторов экономики. Нужно увеличивать и объемы поставок в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. На предстоящем заседании экспертного совета при федеральном минтрансе мы вынесем на обсуждение эти два ключевых вопроса.