12.05.2022 10:09
    Поделиться

    Смогут ли уральские парикмахеры удержать цены при оттоке клиентов

    В начале весны многие парикмахерские и салоны красоты Екатеринбурга пережили отток клиентов, да к тому же были вынуждены экстренно решать вопросы с поставками импортной химии, с которой работают профессионалы. Как сейчас обстоят дела в индустрии красоты, выяснял корреспондент "РГ".
    Татьяна Андреева/РГ

    - В марте клиентов было в два раза меньше обычного. А в апреле люди сняли шапки и поняли, что все-таки надо записаться к мастеру, - говорит парикмахер с десятилетним стажем Мария. - Правда, многие перед визитом звонили и уточняли цены. Мы успокаивали - все по-прежнему. Хотя затраты, конечно, растут.

    Сейчас многие начинают экономить или уезжают на дачи, где постоянные визиты в салон не так актуальны - на природе можно и с хвостиком походить

    Парикмахерская, где работает Мария, все краски для волос, эмульсии, бальзамы, кондиционеры и прочую профессиональную химию и косметику закупает у одного проверенного бренда. Сейчас немецкая компания подняла цены на четверть, хотя производство находится в России. Причем сделать запасы поставщик не позволяет - ограничил объемы закупки.

    - Продают только на месяц - примерно на ту же сумму, которую салон тратил раньше, хотя продукция лежит у них на складах в большом количестве. Видимо, боятся потерять прибыль, если затраты на производство вырастут. О возможном уходе компании из России неизвестно. Для нас смена поставщика стала бы проблемой, ведь мастера хорошо знают эту продукцию, - отмечает Мария.

    По ее словам, растет в цене и парикмахерское оборудование, инструменты. Мастера знают это очень хорошо, поскольку самостоятельно приобретают машинки для стрижки, ножницы, фены, расчески. Это удобнее, ведь у каждого профессионала свои требования к инструменту, предпочтения. Есть среди них левши - это тоже имеет значение. И если раньше немецкая машинка для стрижки волос стоила 3 тысячи рублей, то сейчас - 15 тысяч. Спасает то, что подобная техника служит долго, не один год, так что пока нет острой необходимости ее обновлять.

    А вот специальные ножницы премиум-класса и раньше могли себе позволить только именитые мастера-стилисты. Так, стоимость японских из стали особой закалки доходит до 50 тысяч рублей. Затачивают их только в Москве, что тоже требует больших затрат. Обычные ножницы заказывают в Китае, Корее, а над заточкой колдуют екатеринбургские мастера - 500 рублей за штуку. В общем, парикмахерский бизнес - дело весьма затратное, тем более сейчас. Как, впрочем, и оснащение косметологических, маникюрных салонов.

    - Значительно выросли цены на препараты, косметику - сначала на 10 процентов, потом на 30, в целом же почти наполовину. Причем произошло это буквально в течение одной недели. Однако цены на услуги мы повысить не можем - число клиентов и так невелико. Покупательская способность упала, количество клиентопосещений уже не то - приходят не каждый месяц, а раз в 2-3 месяца. Маржа сейчас совсем маленькая, работаем "на привычке" и любви к клиенту, - рассказала хозяйка екатеринбургского салона красоты Ольга Войтенко.

    По ее словам, сотрудничество с иностранными поставщиками - американским и французским брендами - продолжается. Салону повезло: перед самым взлетом цен успели закупить большую партию препаратов и косметики. Но эти запасы уже заканчиваются.

    - Рынок услуг меняется, переходит в свободное плавание, где каждый выкручивается самостоятельно, - констатирует председатель комитета индустрии красоты свердловского отделения "Опоры России" Алла Волчкова.

    О проблемах бьюти-индустрии - самом большом и быстро развивающемся сегменте в сфере бытовых услуг - Волчкова говорила еще год назад. По ее словам, уже тогда рентабельность салонов красоты заметно упала. "Двадцать лет назад прибыльность салонов составляла 20-30 процентов от оборота. Рост цен на профессиональную косметику, повышение налоговых отчислений, нестабильная экономическая ситуация, снижение уровня доходов потребителей и недобросовестная конкуренция снизили рентабельность легальных салонов красоты до 6-10 процентов", - отмечала она в 2021 году.

    Многие владельцы салонов называли тогда главной проблемой переход сотрудников на самозанятость. Ведь уходили квалифицированные мастера, причем со своей клиентской базой. Этот процесс продолжается и сегодня, сетуют предприниматели, поэтому своими кадрами они очень дорожат. Сегодня проблема другая - отток клиентов.

    - Значительного оживления мы в ближайшее время не ждем. Даже год назад число клиентов к лету уменьшилось. Правда, тогда была еще пандемия. Сейчас многие начинают экономить или уезжают за город, на дачи, где постоянные визиты в салон не так актуальны - на природе можно и с хвостиком походить, - говорит Ольга Войтенко.

    Тем не менее и владельцы салонов, и мастера надеются на "потепление". Говорят, летнее солнце все-таки может вернуть часть посетителей в парикмахерские кресла. А у них все готово: шампуни закуплены, ножницы наточены.

    Поделиться