Рэпер Гуф завершил тур по России

То, что талантливый и уважающий себя артист и должен рассчитывать в первую очередь на себя, знали и раньше. Вот и очередное тому подтверждение: международная рекорд-компания "приостановила" деятельность в России, отдожив и выход альбома популярного рэпера, хотя у того была назначена презентация. Думали ли менеджеры о том, что обидят артиста, поверившего им и затратившего массу времени, сил и эмоций на качественную работу, - что теперь гадать?! "По не зависящим от меня причинам выход перенесли. Надеюсь, что выйдет до презентации. Очень расстроен", - написал Гуф о невыходе альбома в социальных сетях. Грустить и рефлексировать классик жанра, впрочем, не стал: рэп - вообще упругая и позитивная музыка, нытиков в ней редко любят.
GUF/vk.com

В итоге Гуф, он же Алексей Долматов, решил попробовать выпустить альбом самостоятельно. И "О"пять" успел вовремя - как раз к концерту в столичном зале Adrenaline Stadium. Семь с половиной тысяч зрителей подпевали новым песням и включали фонарики мобильных телефонов на особенно понравившихся. А число прослушиваний диска в интернете быстро достигло уважительной цифры - пять миллионов. Да и в хит-парад самых востребованных на "Яндекс.Музыка" Top-100 вскоре попали сразу восемь треков из одиннадцати...

Иначе, наверное, и быть не могло. В соцсетях Гуфа все чаще называют легендой или дедушкой русского рэпа. Ведь именно его группа Centr в середине нулевых во многом и сформировала веские каноны отечественного жанра, в котором прежде преобладали команды, копировавшие гортанные и самодовольные читки заокеанских предшественников, или пестрые пересмешники, больше подходящие для нынешних шоу Comedy-Club. А во многом благодаря Гуфу, Птахе, Слиму, "Касте", "Многоточию" и Децлу в отечественный рэп наконец-то пришли и самобытность, и исповедальность, в долю с бравадой и отвагой, а также литературность (именно в ту пору в симпатиях к жанру стали признаваться Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, другие писатели), но главное - в гармонии все чаще стала проникать и музыка, звучащая где-то сверху или фоном для драйва трека. Ритмы улиц непредсказуемо пересекались с дерзостью или печалью души в монологи, которые были мастерски, но органично исполнены в формате "живого театра", где все было предельно откровенно, порой спонтанно, не приукрашено, но в то же время уже и профессионально по-актерски сыграно и прочитано, хотя вряд ли кто из исполнителей ставил себе такую задачу. Те времена ныне называют олдскульными, то есть старой школой, классикой рэпа, в который пришли другие времена. Кто-то из сегодняшних звезд все больше уходит в лирику и поп-музыку, как Мот, другие - в сторону танцполов, как HammAli & Navai, неизбежно упрощая тексты и меняя пространные треки-истории на короткие, но эффективные для высших точек хит-парадов короткие, хуковые припевы…

Это альбом - как разговор со старым другом, с которым есть о чем поспорить и чему у него научиться

И, конечно, в более коммерческом подходе к музыке и текстам нет ничего плохого, как и в заслуженном успехе в хит-парадах. Но фанатам хотелось снова слышать и совсем не глянцевый, а вышедший с улиц и из обычных квартир рэп с песнями-историями, по которым быстро определяешь, кто их автор, да и слушая которые, уже не оторвешься от сюжета, а одновременно можешь узнавать себя, а можешь, и с чем-то или чему-то учиться. Вот и поэтому тоже первый за семь лет сольный альбом Гуфа оказался очень кстати, а во время всероссийского тура олдскульного рэпера в залах и клубах вновь были аншлаги. Хотя иногда зрителям приходилось вслушиваться в слова, а трендовыми музыкальными украшательствами в треках артист опять не стал увлекаться - уже и с "О"пять"...

На сцену он выходил в почти повседневной одежде, без дизайнерских придумок, да и никакого вычурного шоу затевать не стал. В компании еще с двумя рэперами из своей команды читал свои треки, порой разложенные на три голоса. Вышагивал ритм под аккомпанемент музыкантов и диджея. И в целом, да, делал то же, что и всегда: ритмично и откровенно, порой пылко, а чаще, сдерживая эмоции, рассказывал о себе: о любви, тревогах о воспитании сына, повседневном быте, который порой не дает быть самим собой, о поисках счастья и о былой молодости, потраченной на напрасные увлечения. Сам же артист и объяснил в одном из треков: "Этот альбом не для туса| это альбом не для танцев| этот альбом для тех, кому грустно…" Гуф вообще суров в определениях, называя свои треки то акынскими, то нытьем. Это верно лишь в том смысле, что он умеет создавать их буквально из любой ситуации или взволновавшей его истории. "Улыбнись" - о бабушке и ее напутствиях, которые полезно послушать и нам взрослым А "Репутация" - почти аутотренинг об умении настраиваться на хорошее и легкая ирония о собственной картавости. Ну а "Своими силами" - уже едкая сатира над мужчинами красящими ногти в разные цвета и забывшими о брутальности, под качающий ритм, где шаги и такты - все новые наблюдения и усмешки...

Впрочем, в целом этот альбом как встреча со старым добрым другом, который опять расскажет тебе о своей жизни и смятениях. Но ты постепенно заслушаешься и переключишься на себя - тоже вспомнишь что-то важное или задумаешься о том, как улучшить наконец-то и собственную судьбу. И поэтому тоже хочется, чтобы Гуф выпускал альбомы почаще.