В Музеях Кремля открылась новая выставка о дуэлях

Кто не помнит себя в детстве с романом "Три мушкетера" в руках? Кажется, минула вечность, а отважный гасконец по-прежнему в свой первый день в Париже принимает три вызова на дуэль.

Федор Панфилов, один из кураторов выставки "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления", уверен: тут нет преувеличения. Дюма сумел передать дух времени. Выставка в Музеях Московского Кремля показывает, как дуэль из "поединка Божьего суда" превратилась в синоним защиты чести и даже бунта.

Дуэль как суд

Сцены дуэли среди самых зрелищных в исторических фильмах. Но их непросто представлять на выставке. Почему вы решили обратиться к этой теме?

Федор Панфилов: Мы хотели показать истоки и развитие дуэльной традиции, причем на примере подлинных вещей, свидетелей этого времени.

Дуэль во многом определяла не только придворную жизнь, но и психологию европейского дворянства на протяжении нескольких веков. В том числе и в России XVIII-XIX веков. Но мы обращаемся к "золотому веку" дуэлей, который пришелся на XVI- XVII столетия.

Главная идея дуэли в том, что человек сам отвечает за свою честь и сохраняет право на то, чтобы ее отстаивать индивидуально.

Честь важнее, чем жизнь? 

Федор Панфилов: Безусловно. Для дуэлянтов честь важнее жизни.

Дуэли были своего рода продолжением рыцарских поединков?

Федор Панфилов: Лишь отчасти. На турнире рыцарь демонстрировал свои навыки в мирное время, но не стремился убить своего противника. Дуэль же не исключает смертельный исход, и даже иногда подталкивает к нему. Впрочем, иногда и турниры заканчивались летальным исходом. Среди экспонатов выставки - гравюра, на которой изображено смертельное ранение французского короля Генриха II во время турнира в 1559 году.

В большей мере дуэль связана со средневековой традицией поединка Божьего суда. В основе этого представления были и поединок Давида и Голиафа, описанный в Ветхом завете, и битва братьев Горациев с Куриациями в Древнем Риме. Считалось, что Бог дарует победу тому, кто отстаивает правое дело.

Как в фильме "Последняя дуэль" Ридли Скотта?

Федор Панфилов: И название фильма, и его перевод не совсем корректны. Это был именно поединок Божьего суда, а не дуэль. Кроме того, он отнюдь не был последним подобным поединком. Последний поединок такого рода во Франции состоялся век спустя. Это знаменитый поединок Жарнака в 1547 году, о котором мы рассказываем на выставке. Барон де Жарнак - дворянин, который отстаивал свое доброе имя. Будущий король Генрих II распространял клевету о Жарнаке. Жарнак заявил, что тот, от кого исходят подобные слухи - лжец. Наследник французского престола не мог рисковать своей жизнью. Вместо него Жарнака вызвал на бой фаворит короля, Ла Шатеньере. Став королем, Генрих II немедленно дал разрешение на поединок. Король был уверен, что Ла Шатеньере, очень хороший фехтовальщик, победит. Но победа осталась за Жарнаком, который специально брал уроки фехтования и научился секретному приему.

140 экспонатов предоставили выставке восемь российских музеев и библиотек: от Эрмитажа до Военно-исторического

Мне всегда казалось, что фехтованию, как и игре на фортепиано, нельзя научиться за пару дней. Это как сыграть "Траурный марш" Шопена "с нуля", первый раз сев за рояль.

Федор Панфилов: В XVI-XVII веках умение фехтовать становится необходимой частью обучения каждого дворянина. Ла Шатеньере фехтовал прекрасно и считал, что легко победит противника. А Жарнак очень упорно готовился. Выбрал тот вариант оружия, который ему лучше подходил.

Не шпагу?

Федор Панфилов: Он выбрал тяжелый клинок. И тяжелый полулатный доспех. Мы показываем подобные предметы из собрания Исторического Музея, в том числе прекрасный полудоспех со сценами подвигов Геракла. Жарнак победил - неожиданным ударом, которому его научили, он подсек колено Ла Шатеньере. Не самый благородный прием, но на поле Божьего суда разрешалось то, что обычно считалось недопустимом для рыцаря. Во французском языке даже появилось выражение "удар Жарнака", означающее внезапный, неожиданный, коварный удар. Говорят, что именно Жарнак произнес знаменитую фразу: "Честь дворянина принадлежит только ему, а не королю". Так поединок, задуманный как торжество королевской партии, неожиданно превратился в победу невинного оклеветанного человека.

Невозможная дуэль

Кто мог участвовать в дуэли? Короли могли?

Федор Панфилов: Мы как раз начинаем выставку с истории о несостоявшейся дуэли, державшей в начале XVI века в напряжении всю Европу. Речь о дуэли двух монархов - императора Священной Римской империи Карла V и короля Франции Франциска I. Франциск I стал пленником Карла V в битве при Павии, во время Итальянских войн (1494-1559). Когда его освобождают из испанского плена, он отказывается признавать условия, которые до этого подписал. И монархи вызывают друг друга на дуэль. Начинается история с обменом вызовами, поездками герольдов, назначением места дуэли, вплоть до заказа доспехов для дуэли…

Понятно, что короли вряд ли могли сойтись в настоящем поединке. Но они действовали как "первые рыцари королевства" в традиции защиты чести. Кстати, этот вызор повлиял на популярность Карла V, которому испанские Кортесы раньше не давали не хватавших ему денег на войну, а после вызова Франциска I - поддержали своего монарха.

Вещи Франциска I будут на выставке?

Федор Панфилов: Да. Мы покажем доспех Франциска из Исторического музея.

Как он там оказался?

Федор Панфилов: Он поступил после Великой Отечественной войны из Берлинского Цейхгауза в качестве компенсаторной реституции ценностей. Рядом с доспехом - портреты Франциска I и его союзника, короля Наварры, союзника Франциска I, также попавшего в плен при Павии. Этот рисунок из Эрмитажа происходит из собрания Екатерины Медичи, супруги французского короля Генриха II. Так что вы можете увидеть настоящих свидетелей этой истории 500-летней давности.

Дуэль как бунт

Идеология дуэли связана с понятием чести или статусом дворянства?

Федор Панфилов: Это тесно связанные вещи. Право дворянина остаивать честь в глазах европейского дворянства и было одним из неотъемлемых признаков их сословия. И ключевая идея - та, что было озвучена еще де Жарнаком, что честь дворянина не подконтрольна королю. Он сам ее защищает и сам за нее отвечает.

Это как раз то, что монархам в эпоху абсолютизма не нравилось. Людовик XIV превращает дворянство в служилое сословие - военных чиновников, бюрократов, которые зависят полностью от государства. Поэтому дуэль в некоторых законодательных актах XVII века приравнивают к бунту. Она сравнивается с восстанием против короля, его авторитета.

На выставке мы прослеживаем, как дуэль из санкционированного средства установления справедливости, поединка Божьего суда, превращается в запрещенную практику.

Но судя по тому, что дуэли дожили до XX века, в этом споре победили все же дуэлянты?

Федор Панфилов: Фактически - да. Правда, победителем дуэлей себя объявил Людовик XIV, король-солнце. Во второй половине XVII века он издает ряд очень жестких законов. В частности, родственники погибшего на дуэли или осужденного за дуэль теряли возможность получить его наследство. Это привело лишь к тому, что дуэли стали скрывать. А Людовик XIV объявил о "победе над дуэлью". Она рассматривалась как один из подвигов короля-солнце. Мы показываем гравюру с медалью, выпущенной в ознаменование этой победы.

Но победа оказалась эфемерной. Когда Людовик XIV умирает, то уже через неделю, рядом с королевским дворцом, недалеко от Тюильри происходит дуэль двух дворян - из-за ангорской кошки. Один купил редкого экзотического питомца, модного в то время, а другой не успел. И вот они сражаются друг с другом около королевского дворца, хотя только что умер король, "победивший" дуэли.

Когда была последняя дуэль?

Федор Панфилов: Дуэльная традиция угасает только в ХХ веке. В 1967 году происходит одна из последних дуэлей между французскими парламентариями, один из которых был мэром Марселя. Два немолодых мужчины вышли драться на шпагах в Париже. Один ранил другого. Это был последний всплеск архаической традиции.

Кодекс дуэлянта

Менялись ли со временем поводы для дуэли?

Федор Панфилов: Поводом мог служить даже случайный толчок на улице. Кстати, поэтому осторожность в публичном поведении воспитывалась с детства, одновременно с обучением фехтованию. Безусловный вариант, когда вызов был практически неизбежен, - обвинение во лжи. Если вы говорите, что человек лжец, тот имеет право вызвать вас на дуэль.

Можно сказать, что был разработан алгоритм определения, из-за чего можно было вызвать на дуэль и кто считался ответчиком и истцом. Последнее было очень важно. Кстати, Франциск I и Карл V, как и придворные каждого из этих монархов, яростно спорили, кто кого имеет право вызвать на дуэль. Каждый доказывал, что именно он оскорблен и отстаивает свою правоту. Карл V утверждал, что Франциск нарушил договор и он лжец, недостойный рыцарский чести. А Франциск I говорил, что его вынудили подписать этот договор и Карл V вел себя не по-рыцарски.

Это важно, потому что истец выбирал оружие?

Федор Панфилов: Конечно. А выбор оружия мог определить исход дуэли.

Например, шпага в правой руке сочеталась с кинжалом-дагой в левой. Ты мог блокировать кинжалом удары противника, что давало дополнительные преимущества. Потом появилась школа фехтования, которая учила обходиться одной лишь шпагой. И если человек, вызывающий на дуэль, выбирал только шпагу и навязывал ее как единственное оружие человеку, который привык сражаться с кинжалом, тот сразу оказывался в проигрывающем положении. На выставке мы показываем самое разное оружие дуэлянтов, включая кинжалы-трезубцы с откидными клинками - ими можно было ловить шпагу противника.

Был кодекс дуэлей?

Федор Панфилов: До XIX века писаные дуэльные кодексы практически не существовали. Был набор представлений, которые передавались из уст в уста, менялись в зависимости от времени, страны, дуэлянтов. Были ситуации, когда наемные убийцы ждали человека по дороге к дуэли. А потом говорили, что он погиб на дуэли. Зато были многочисленные трактаты "за" и "против" дуэлей.

Картина усложняется после появления нового дворянства - "дворянства мантии". Это юристы, чиновники, судьи, которые судили дуэлянтов в том числе. Старое дворянство шпаги отказывались признавать права этих "чинуш", произведенных в дворянское звание королем за бюрократические заслуги. Они не признавали их права судить дуэлянтов. В итоге дети "дворян мантии" тоже берутся за шпаги в XVII веке.

Прямая речь

Елена Гагарина, гендиректор музеев московского кремля:

- Выставка, задуманная как международный проект, должна была начать работу в марте этого года. Открытие не состоялось: зарубежные музеи отозвали принадлежащие им экспонаты. Но мы приняли решение не закрывать выставку, которую ждали наши посетители, и продолжили работу над ней в новых условиях. Кураторам в самые кратчайшие сроки удалось переработать концепцию экспозиции. Самая искренняя

благодарность нашим партнерам - российским музеям, которые предоставили уникальные экспонаты, отражающие тему европейской дуэли, и помогли спасти проект.