Из-за санкций многие участники госзакупок оказались в сложной ситуации

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов попросил Минфин определить порядок действий в отношении поставщиков, которые выиграли госзакупки по федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, но из-за резко изменившейся экономической ситуации не заключили заведомо неисполнимые контракты.

С предложением выпустить новые разъяснения Минфина бизнес-омбудсмен обратился к министру финансов Антону Силуанову. В пресс-службе Минфина на запрос "РГ" ответили, что в действующем законодательстве есть все необходимые механизмы для выхода из подобной непростой ситуации. Как пояснили в министерстве, в таком случае заказчик может использовать положение федерального закона №44-ФЗ и изменить существенные условия контракта. Кроме того, стороны могут договориться о расторжении контракта или разорвать его в одностороннем порядке.

При этом в постановлении правительства РФ от 21.03.2022 №417 говорится о том, что в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) не подлежат включению сведения об участнике закупки в случае расторжения с ним контракта в связи с невозможностью его исполнения вследствие принятия санкций или мер ограничительного характера недружественными странами.

"Соответствующая информация доведена ранее до сведения участников контрактной системы письмом минфина России от 08.04.2022 No 24-01-09/29768, размещенном, в частности, на сайте министерства, а также в Единой информационной системе в сфере закупок", - отметили в минфине.

Титов, в свою очередь, объяснил, что говорит о тех участниках закупок, которые формально контракт заключить еще не успели. "Они как бы между "небом и землей", поправки в 44-ФЗ к ним не относятся, и гарантии невключения в реестр на них не распространяются", - рассказал он в разговоре с "РГ". Кроме того, по словам бизнес-омбудсмена, закон оставляет детали изменения существенных условий госконтрактов на усмотрение самих заказчиков, а они не всегда идут навстречу бизнесу.

Кроме того, Титов отметил, что Минфин дал отрицательный отзыв на законопроект о праве предпринимателей не исполнять без отрицательных последствий для себя контракты (в том числе и государственные), если это стало невозможно из-за санкций. По мнению министерства, такие изменения "приведут к злоупотреблению правом и нарушению стабильности". Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей высказал мнение, что стабильность уже нарушена, а российский бизнес был бы рад исполнять контракты, но не может это делать в сложившихся условиях. Титов призвал ведомство совместно справляться с внешними экономическими трудностями.

И.о. директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, руководитель антимонопольной практики КА "Муранов, Черняков и партнеры" Олег Москвитин отметил, что в какой-то степени здесь правы и минфин и Борис Титов. В сложившихся обстоятельствах правительству следует изменить правила ведения РПН. Эксперт объяснил, что поставщиков, вынужденных отказаться от заключения контракта из-за существенного изменения ситуации в связи с санкциями, не нужно вносить в реестр недобросовестных, если они надлежащим образом обоснуют такие действия перед ФАС. При этом в данном случае лучше вмешаться именно кабмину, так как он регулирует указанные правила, а минфин лишь разъясняет уже принятые решения.

"Отсутствие такой опции может приводить к тому, что победители торгов будут предпочитать подписывать неисполнимый контракт и уже дальше заявлять о невозможности его выполнить, чтобы попасть под защиту Постановления Правительства №417. Такой подход невыгоден никому, включая государство, для которого исполнение госзаказа будет только затягиваться", - отметил он в беседе с "РГ".

Москвитин также рассказал, что действующее законодательство действительно не предусматривает механизмов защиты такой категории поставщиков. При этом антимонопольные органы обязаны учитывать добросовестность поставщика при рассмотрении вопроса о включении в РНП и не должны усматривать такую недобросовестность (то есть основание для включения в РПН) в подобных случаях. "Однако это все-таки зависит от способности предпринимателя активно юридически обосновывать свою позицию и от усмотрения антимонопольного органа", - объяснил эксперт.

Пока же он посоветовал попавшим в такие ситуации бизнесменам представлять госзаказчикам альтернативные варианты исполнения контрактов и их исполнения, так как это будет подтверждать, что уклонения от контракта и недобросовестности нет). Также им следует открыто обосновывать заказчикам изменение ситуации из-за санкций и готовить соответствующие обоснования для органов ФАС, ведь даже сочувствующий поставщику заказчик обязан будет формально подать заявление о включении его в РПН.

Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза в беседе с "РГ" согласился с тем, что возникший спор необходимо разрешить кабмину. Наиболее логичным решением он назвал принятие нового постановления правительства с "датой отсечки", до которой победители тендерных процедур могли бы отказываться от заключения контракта без последствий. Те же, кто выиграл после нее, по его словам, виноваты сами, потому что должны были понимать, что исполнить госконтракт не получится.