В Вашингтоне множатся вопросы о контроле над передаваемыми ВСУ вооружениями

По мере того как поставки американских вооружений на Украину растут количественно и особенно качественно, политики и эксперты в США ставят вопросы о контроле как над расходами, так и над передаваемой техникой. Именно этот аргумент озвучил сенатор-республиканец Рэнд Пол, когда единолично заблокировал процедуру по ускоренному рассмотрению в верхней палате Конгресса законопроекта о выделении рекордных 40 миллиардов долларов на военную и гуманитарную помощь Киеву.
AP Photo

"Вы не должны выбрасывать за дверь все 40 миллиардов без какого-либо надзора", - заявил сенатор, потребовав включить в законопроект пункт о назначения специального инспектора для контроля над расходованием средств. Он напомнил, что наличие такого надзора при поставках оружия в Афганистан "не остановило все растраты, но по крайней мере заставило жуликов дважды подумать, прежде чем украсть деньги".

В условиях, когда Белый дом требует побыстрее одобрить закон и выделить средства, а поддержка Киеву в Конгрессе почти единогласна, решение Пола неизбежно подставляло его под шквал критики. Но сенатор подчеркнул, что "присягал конституции США, а не какому-либо иностранному государству, вне зависимости от того, насколько сочувствует ему". Пол указал, что общий объем помощи Украине с начала прошлого года превысит бюджет Госдепартамента, в то время как американцы испытывают трудности из-за инфляции. "Конгресс намерен усугубить эту боль, выбрасывая еще больше денег за дверь так быстро, как только может, - посетовал сенатор. - Дело не в том, что мы всегда должны быть дядей Сэмом, полицейским, который спасает мир, особенно когда это происходит на заемные средства".

Украина много лет "являлась центром контрабанды оружия", откуда оно поступало в другие зоны конфликтов

На еще один аспект этой проблемы указали эксперты газеты The Washington Post. Ранее в Пентагоне признавали, что после передачи ВСУ вооружения будто "попадают в черную дыру": американских военных (так утверждают в Штатах. - Ред.) на Украине нет, поэтому нет и возможности отследить распределение и использование техники, и нельзя исключить ее попадания в руки криминальных элементов. Специалисты опасаются, что из-за таких пробелов тяжелые системы вооружений могут со временем попасть к противникам Запада, террористам или в другие "горячие точки". Особенную тревогу вызывают в этом отношении передаваемые ВСУ переносные ЗРК Stinger, способные поражать авиалайнеры. В статье газеты отмечается, что Украина много лет "являлась центром контрабанды оружия", откуда оно поступало в другие зоны конфликтов.

Рэнд Пол, относящийся к числу республиканцев-либертарианцев, не в первый раз принципиально отстаивает свою позицию против вашингтонских "ястребов". Например, в 2014 году сенатор был едва ли не единственным из тех, кто воздержался от негативной оценки воссоединения Крыма с Россией.

В Конгрессе у Пола есть единомышленники, хотя они в явном меньшинстве. При голосовании по указанному законопроекту в Палате представителей против высказались 57 конгрессменов из 450. Среди них - республиканец Пол Госар, который назвал выделение денег на поддержку Украины бесполезной тратой и потребовал от Байдена заниматься решением внутренних проблем Америки. Впрочем, демарш Пола лишь заблокировал ускоренное принятие законопроекта. Теперь сенаторы будут рассматривать его в обычном режиме, на что уйдет несколько дней. Ранее документ одобрила Палата представителей, а после утверждения в Сенате он отправится на стол Байдена. В Белом доме давали понять, что хотят скорейшего принятия документа, поскольку уже к 19 мая будут исчерпаны ранее выделенные 13,6 миллиарда долларов на поддержку Украины.

Тем временем администрация США и на международной арене сталкивается с трудностями в плане формирования антироссийской коалиции. В конце прошлой недели в Вашингтоне состоялся саммит США и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В итоговой многостраничной декларации встречи Украине посвящен только один абзац в самом конце с общими призывами к прекращению огня и обеспечению гуманитарного доступа. Ни слова о России или санкциях против нее в итоговом документе нет.