Выступлением на сцене Большого зала консерватории оркестр Республики Башкортостан (главный дирижер Дмитрий Крюков) завершал большое турне по городам России в честь своего 30-летия. Сжатые сроки репетиций не помешали коллективу "спеться" с другими артистами этого сложносочиненного концерта: Камерным хором Московской консерватории, Тульским государственным хором и детским хором "Пионерия". Правда, хоры появились на сцене только во втором отделении, первое же было отдано оркестру. И тут главной интригой стала московская премьера "Салавата" классика башкирской музыки Загира Исмагилова. Яркая бравурная пьеса основана на двух популярных национальных песнях - "Урал" и "Салават". Партитура при жизни автора была сыграна всего дважды - в 1950-е годы, потом долгое время считалась потерянной. И лишь недавно, при подготовке к 105-летию автора, отыскалась в архиве.
На публику Московской консерватории "Салават" произвел сильнейшее впечатление. А последовавшая затем симфония Прокофьева, могучее полотно о "величии человеческого духа", сделанная с такой тщательностью и вкусом, доказала, что еще одним высокопрофессиональным и амбициозным оркестром в стране стало больше.
В начале второго отделения произошло самое ожидаемое событие вечера: мировая премьера "Военной кантаты" московского композитора Давида Кривицкого. Вся его музыкальная семья - жена, дочь, внук - были в зале. Ребенок войны, выросший в Киеве и увидевший в детстве Бабий Яр, он посвятил военной теме целый ряд своих произведений. Дочь композитора, органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая рассказала: "Папа дружил с поэтами-фронтовиками - Давидом Самойловым, Юрием Левитанским, блокадником Александром Городницким".
С Арсением Тарковским, также поэтом-фронтовиком, Давид Кривицкий не был знаком, но для своей "Военной кантаты" выбрал его стихи. "Как я хотел вернуться в до-войны, предупредить, кого убить должны", - одна из главных строк в этом либретто, сотканном самим композитором из разных стихов Тарковского 1940-х годов.
Казалось, после такого мощного "спора да переклички памяти с судьбою" (по Тарковскому) трудно еще что-то исполнять. Но башкирский оркестр смог произвести еще одно сильное впечатление, исполнив симфонию для хора и оркестра Гии Канчели "Dixi". Тоже из разряда редкостей: ее играли в Москве, но лишь однажды - в 2010-м. Как пояснил руководитель хора и фестиваля Александр Соловьев: "Dixi" созвучна знаменитому "Стиксу" Канчели, она вызывает особые энергетические вибрации у публики. Это была не точка, а многоточие в нашем победном фестивале".