О чем ваши новые картины, в каких жанрах сняты?
Степан Бурнашев: "Наша зима" - история про отношения мужчины и женщины. Грустная, драматическая. Семейная пара, прожив десять лет, решает развестись. На мой взгляд, это большая проблема современного общества. У нас изменились жизненные ценности. Из-за чего происходит недопонимание - это волновало нас в процессе работы над картиной. Это не частный случай, здесь каждый зритель может увидеть самого себя, будет полезно посмотреть фильм и тем, кто еще не был в отношениях.
Главные роли сыграли Ирина Михайлова (фильмы "Республика Z", "Нуучча"), актриса Саха академического театра им. П.Ойунского, Илья Яковлев, актер якутского ТЮЗа (снимался в "Иччи").
С каким оператором снимали?
Степан Бурнашев: Данила Горюнков из Москвы, вгиковец, я сделал ставку на его новый взгляд, потому что он был в Якутии впервые, а мне хотелось показать наш холодный город в самое холодное время. История происходит в городе, а когда температура опускается ниже 50 градусов, там туман. Один из героев фильма - туман. Холод, туман - это и символы взаимоотношений героев. У нас, местных жителей, замылился глаз, а для Данилы все было в новинку - и красота освещения Якутска.
А второй фильм?
Степан Бурнашев: Драма, триллер "Айта", история жесткая. И снова проблемы современного общества: отношения между людьми, когда, не зная сути конфликта, делают выводы, основываясь на своих домыслах.
Главная героиня Айта - подросток. Здесь важно не заспойлерить сюжет… В деревне происходит несчастный случай. Людская молва обвиняет полицейского. Он русский, приехал на север за длинным рублем. В этой роли московский актер Андрей Фомин. В роли следователя - заслуженный артист Республики Саха Иннокентий Луковцев (фильмы "Нуучча", "Ыт"). У многих актеров уже есть опыт работы в якутском кино. Девочку сыграла Айталыына Яковлева, студентка Щепкинского училища. Ее маму - Ильяна Павлова, актриса Саха академического театра им. П.Ойунского (фильм "Иччи"), отца - Георгий Бессонов (снимался во многих моих фильмах, в том числе - "Ыт").
Оператором снова был Данила Горюнков. Мы уже с полуслова понимали друг друга, выбрали здесь интересный стиль съемок. Снимали в моей родной деревне Соморсун, где прошло мое детство. Мои земляки поддержали нас. Администрация района предоставила нам бывший санаторий, мы там жили. У нас красивая река Амга, мы с Дмитрием Давыдовым, режиссером, с которым вместе снимали фильм "Ыт", там выросли.
Фильм на двух языках: русском и якутском. Один из главных героев - русский, взаимодействие остальных с ним - на русском, а местное население общается между собой на якутском. Идут титры, дубляжа не будет. Обе картины готовы к прокату, к фестивалям.
По чьим сценариям снимали?
Степан Бурнашев: Оба сценария написаны в соавторстве со Светланой Таайко.
Что-то сейчас сочиняете?
Степан Бурнашев: В этом году я планировал снять два фильма. Но ввиду известных обстоятельств оба заморозились: один - на полгода, другой - на неопределенное время (там были европейские партнеры). Мы со Светланой Таайко написали еще один сценарий, это триллер с элементами боевика. Подали этот проект в Минкульт РФ - надеемся на поддержку. Если получим деньги - они пойдут куда надо, наше кино будет еще масштабнее, лучше.
Общеизвестно, что мы снимаем кино за очень маленькие деньги, но не все понимают, почему. Ответ простой: больше денег у нас нет, и мы умудряемся снимать, потому что хотим это делать, хотим рассказывать честные истории. Если бы я ждал денег, говорил, что такой гениальный режиссер, помогите мне, то не снял бы ничего, а у меня уже 13 картин.
Знаю, многие тормозят из-за того, что у них нет топовых камер, объективов. Но никакая качественная картинка не поможет плохому кино. Много же фильмов, снятых за сотни миллионов рублей… Смотришь: какая красота, а истории там нет.
Нас с Дмитрием Давыдовым часто спрашивают про бюджет фильма "Ыт". 750 тысяч рублей, мы скинулись пополам - и сняли кино. Иллюзий не питали. Группа - маленькая, бюджет - очень скромный, аппаратуры - минимум, дорогую технику арендовать не стали.
Разве вас не поддерживают киностудия "Сахафильм", правительство республики?
Степан Бурнашев: Да, "Сахафильм" поддерживает нас - мы берем у них кинооборудование со скидкой.
Я два раза в жизни получал деньги от министерства культуры нашей республики. В то время выделяли по пять миллионов рублей на всех. В конце 2014 года мне дали - через "Сахафильм" - 200 тысяч рублей и в 2017 - 400 тысяч. Собственно, вся поддержка.
Вы быстро прошли этот путь - от первых съемок своих фильмов, которые представляли на фестивалях, а теперь уже вас приглашают туда и в качестве члена жюри.
Степан Бурнашев: На самом деле, я шел к этому долго. Первый фильм снял не в 2013 году, как пишут, еще раньше - в 2010-м.
Начали с короткометражки?
Степан Бурнашев: Нет. У нас в якутском кино проблемы с коротким метром - все снимают сразу полный.
Прокат, в основном, проходит в Якутии?
Степан Бурнашев: Да, но стараемся выйти хотя бы в ограниченный прокат по России. Часто слышим от дистрибьюторов: фильм хороший, но не будем рисковать - массовый зритель не пойдет на якутское кино.
Где же выход?
Степан Бурнашев: Прокатчиков можно понять. Над этим надо работать. Тот же японский кинематограф не сразу пришелся по душе зрителю, и корейский, китайский. Они же работали, чтобы охватить широкие экраны России. Понятно, что есть "Пугало", "Надо мною солнце не садится", "Ыт", "Черный снег", прозвучавшие на международных фестивалях, но есть и много других достойных якутских фильмов, разных жанров. И чтобы появился интерес к региональному кино, нужно его показывать. Нет дистрибьюторов - значит, мы сами это должны делать. Мы сами сейчас прокатываем "Черный снег", "Ыт" и "Проклятую землю". Делаем точечные показы. Предлагаем кинотеатрам в репертуар и на онлайн-платформы. Я показал недавно "Ыт" в Сыктывкаре, Петербурге (в рамках "эха" кинофестиваля Arctic open), в Перми, Москве, Петербурге и в других городах был ограниченный прокат.
Мы смотрим бразильские сериалы, итальянское и французское кино, и понимаем его. Мы знаем, как живут люди в Чикаго или Калифорнии, какие у них законы, а о себе - не знаем. Даже в России не все знают, где это - Республика Саха. А там живут люди 120 национальностей: русские, саха, белорусы, украинцы, узбеки, таджики, эвенки… Это же интересно. Мы снимаем кино о себе, и если ты рассказываешь человеческие истории, они понятны людям во всем мире. Что и доказала наша республика с населением всего лишь в один миллион человек. На фестивале в Варшаве люди смотрели наш фильм "Ыт" и говорили нам, что все понимают, видят себя в этих историях (хотя там другой язык, другие люди, истории, близкие якутам). У нас общие проблемы, потребности.
Якутское кино - авторское, это не индустрия. Это действительно феномен. Все на энтузиазме, фанатизме. В Якутии не было школ и институтов кино, не было специалистов. Количество постепенно переросло в качество. Снимали для якутских зрителей, они поддержали нас рублем. Люди пошли в кино, чтобы увидеть своих соседей, улицы, природу, услышать родной язык. А потом якутское кино начали с гордостью показывать в других регионах и странах, на фестивалях.
На вас повлияли фильмы Алексея Балабанова?
Степан Бурнашев: Я уважаю творчество Алексея Балабанова, но не могу сказать, что оно повлияло на выбор моей профессии. Я люблю смотреть разное кино, многие фильмы на меня повлияли.
К слову
Киноальманах "Ыт" на Варшавском международном кинофестивале был удостоен специального упоминания NETPAC и специального приза жюри "за чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь". На кинофестивале Arctic Open в Архангельске получил приз за лучший сценарий с формулировкой жюри: "Рассказ о современной жизни в лучших традициях великой литературы, передающий особенности жизни северного народа".