Зачем молодой парень из Западной Сибири занялся разведением голубей

Если б знать, о чем воркуют декоративные голуби, перебирая окольцованными лапками по жердям в обжитой деревянной квартирке с люками-форточками в самое небо, пронзительно-синее, умытое, бесконечное. О новом полете ли, о порции свежих семечек? А, может, о любви? Очеловечивая птицу (спасибо нетленному советскому киношедевру Владимира Меньшова), большинство из нас думает именно так. Но у Максима Носырева, молодого голубевода из Тюменской области, давно готов другой ответ. Он про свободу.

Не будем спорить, ведь этих пернатых парень изучает с четырех лет и к своим почти 20 годам достиг высших титулов на профессиональных мероприятиях как регионального, так и международного уровня. Пожалуй, самое невероятное в истории нашего героя то, что выставочную карьеру он завершил, еще учась в пятом классе (зачем продолжать, если всего добился?!), и вот уже десятилетие усердно работает над выведением совершенного представителя николаевской породы, а также мечтает возродить клуб голубеводов Западной Сибири с собственным голубедромом для испытания полетных качеств птиц (прежнее сообщество, увы, приказало долго жить).

И худшее, и лучшее мы берем от родных. Так вот страсть к голубям Максимке передал дед Валера, однажды взяв маленького внука на выставку. Там Юрий Неёлов, в то время губернатор Ямала, подарил мальчику знатную парочку.

- Было очень холодно, поэтому по дороге домой спрятал птиц за пазуху. Уже на месте потребовал: стройте мне голубятню - обязуюсь охранять и защищать божью птицу, - рассказывает Максим.

Фото: Ирина Комарова/ РГ

Родные затею одобрили - взялись помогать и не ропщут до сих пор, хотя теперь в хозяйстве Носыревых в Борках под Тюменью постоянно проживает пять десятков голубей, не считая лесных соседей в огромной уличной клетке. Тут и клест, и щегол, чижик, зеленушка, щур, пуночка, овсянка, снегирь - некоторых парень спас, вылечил и пообещал содержать до конца их недолгой жизни. Клестов научился разводить - в неволе это практически невыполнимая задача, удача улыбается лишь избранным.

Кто-то держит голубей для успокоения души и услады глаз. Но у Максима изначально была другая цель - вывести голубка с другим размахом крыла, размером хвоста, цветом глаз и оперения. Уже в 2010 году школьник привозил на выставки своих самцов и самочек и признавался лучшим в деле. В 2012-м мальчишке рукоплескали иностранцы: браво, киндер, чудо-киндер! В колледже производственных и социальных технологий, где учится, вел специальный научно-исследовательский проект по птицам. То есть селекцией он занимается не абы как, а по правилам.

Фото: Ирина Комарова/ РГ

Выбор николаевской породы тоже неслучаен. От других она отличается виртуозностью полета: взлетает и садится по траектории вертолета, особо прекрасна в ветреную погоду - птица будто цепляется крылом за поток воздуха и плывет, плывет, плывет.… Это очень красиво. Максим подтверждает: когда подопечные разом взмывают над цветущими яблонями и грушами, сердце замирает.

- Спускайся-спускайся, красота ненаглядная, принцесса моя, - воркует хозяин, подзывая сизокрылую дамочку с крыши к форточке - после прогулки ей пора домой.

- Девушка не ревнует - такие комплименты, и не ей?

- Иногда высказывает недоумение, - признается голубевод. - Бывает, вернусь вечером сердитый, грязный, уставший (Максим работает лесником), зайду в голубятню, и плохое настроение сразу улетучивается - а это от того, что птица, узнав по одежде и голосу, сядет на плечо, поцелует, успокоит.

Фото: Ирина Комарова/ РГ

Ему сейчас 19 лет, но представьте, какой опыт за плечами, какие компетенции в кармане. Заводчик знает каждую особь в своей стае даже не по родовому кольцу, а по крылу, глазу, походке (говорит, некоторые косолапят, как медвежата, а некоторые, наоборот, вышагивают, как гусары). Сам заготавливает корма, убирает и чистит голубятни, ставит прививки и… дрессирует.

В июле Носырев уйдет в армию. Как прожить целый год без своих любимых, пока не представляет. На хозяйстве оставит всю семью. Младшая сестренка, которая постоянно вертится у брата-каланчи под ногами, уже кое-чему обучилась: получив боевой приказ, одну птицу загоняет под крышу, другую несет для фотосессии.

- Все продумал: вернусь, куплю землю, построю питомник, открою клуб голубеводов. А что: я азартный, энергичный, и, похоже, никому, кроме меня, это сейчас неинтересно.… Чтоб осуществить мечту, придется еще больше работать, выигрывать гранты. Если такая площадка появится, она точно станет самой лучшей на всю округу, - уверенно заявляет призывник.

Фото: Ирина Комарова/ РГ

Но и печаль одолевает будущего солдата: нынешнему поколению, как раз его ровесникам, ничего, кроме гаджетов и увеселительных программ, зачастую не надо, а команду голубеводов так или иначе требуется разбавлять молодой кровью.

- Голубями интересуется в основном старшее поколение. Есть у меня один приятель в Германии, так ему больше 100 лет. Надо обязательно встречаться со школьниками, студентами, рассказывать им, показывать, привлекать.… Ведь пока не попробуешь, не узнаешь, насколько это замечательное занятие!

Притом голубеводство - это еще и прибыльный бизнес. В среднем птенец стоит 25 тысяч рублей. При хорошем уходе птица может прожить четверть века. А сколько за это время потомства даст? Кстати, знатоки готовы жертвовать ради хобби миллионы евро, что подтверждают итоги заграничных аукционов.

Но голубеводство - это и состояние души, особая философия: ты тратишь немалые суммы на корма, витамины, лекарства, тепло и свет, конечно, что-то получаешь взамен за счет продажи или аренды, но никто, совершенно никто не сможет отнять у тебя искренние впечатления от общения с посланниками небес.