Немецкие партии не могут договориться о финансовом пакете для перевооружения бундесвера

Громко объявленное канцлером Олафом Шольцем наступление "новой эпохи" в немецкой оборонной политике, похоже, затягивается. Правящие партии и оппозиция в Германии уже третий месяц не могут договориться ни о выделении средств на перевооружение бундесвера, ни о том, как должен в будущем выглядеть оборонный бюджет страны.
Gettyimages

Немецкие СМИ сообщили, что запланированное на эту неделю голосование бундестага по стомиллиардному финансовому пакету, предназначенному для перевооружения бундесвера, откладывается на неопределенный срок. Эту информацию практически сразу подтвердили и политики. "Вопрос снят с повестки", - заявил глава СДПГ Ларс Клингбайль, отметив, впрочем, что переговоры между партиями продолжаются, и компромисс, возможно, будет найден в ближайшее время.

Средства на новую технику для немецкой армии Берлин намерен взять в долг, и для того, чтобы обойти действующие ограничения на дефицит госбюджета, было принято решение внести изменения в основной закон страны. Для этого правительству необходима поддержка оппозиционного блока ХДС/ХСС, поскольку голосов собственных партий в бундестаге недостаточно для получения конституционного большинства. Переговоры по финансовому пакету идут с марта, но договориться ни между собой, ни с консерваторами из ХДС/ХСС правящие СДПГ, "Зеленые" и СвДП так до сих пор и не смогли.

Один из основных спорных вопросов заключается в том, на что именно потратить эти сто миллиардов. Уже известно, что часть средств пойдет на закупку для бундесвера американских истребителей F35, транспортных вертолетов и боевых кораблей. Но предложенный правительством проект предполагает также возможность финансовой помощи союзникам Германии, а "Зеленые" и СДПГ не против направить часть денег еще и на "мягкую силу" и предотвращение конфликтов, утверждая, что все эти цели тоже вполне соответствуют интересам обороноспособности государства. Обе партии таким образом получают возможность оправдать свой заметно уменьшившийся в последнее время пацифизм, а заодно и дополнительное финансирование - для возглавляемого "Зелеными" министерства иностранных дел и находящегося под руководством социал-демократов министерства международного сотрудничества.

Против выступают СвДП и ХДС/ХСС - они хотят, чтобы все 100 миллиардов были израсходованы исключительно на нужды военных. Кроме того, ХДС/ХСС хотят еще и законодательного закрепления данного Шольцем в конце февраля обещания повысить оборонный бюджет до требуемых НАТО двух процентов от ВВП. При этом консерваторы довольно ясно намекают, что закрепить это обещание лучше всего прямо в основном законе. "Мы одобрим финансовый пакет только в том случае, если деньги пойдут исключительно бундесверу, а оборонный бюджет на длительное время будет повышен как минимум до двух процентов от ВВП", - говорил на днях в интервью изданию Bild зампред фракции ХДС/ХСС в бундестаге Йоханн Вадефуль.

В абсолютных цифрах такое повышение означало бы увеличение немецких военных расходов с сегодняшних 50 до примерно 72 миллиардов евро, то есть почти в полтора раза. Взять на себя такие обязательства, тем более в условиях нарастающего экономического кризиса, правительство пока не готово. По словам Шольца, в прошедшие годы расходы на армию, в том числе и его собственными усилиями, были и без того достаточно увеличены. "За время моего пребывания в должности министра финансов оборонный бюджет возрос на 35 процентов, и бундесвер теперь финансируется значительно лучше", - утверждал канцлер на прошлой неделе в интервью новостному порталу T-online.

Резкий рост оборонного бюджета Берлин, конечно, мог бы оправдать текущей политической ситуацией, но нет гарантии, что население воспримет эти оправдания с пониманием. Настроения в немецком обществе меняются, и как показывают результаты свежего социологического опроса, проведенного консалтинговой компанией McKinsey, жителей Германии сейчас беспокоит в первую очередь инфляция, а не конфликт на Украине.

Между тем

Россия выйдет из Совета государств Балтийского моря (СГБМ). О принятом решении сообщили в МИД России, пояснив: "Прекращение членства в СГБМ не повлияет на присутствие России в регионе. Попытки вытеснить нашу страну с Балтики обречены на провал".

В МИД России заверили, что продолжат "работать с ответственными партнерами, проводить мероприятия по ключевым вопросам развития Балтийского региона, защищать интересы соотечественников". В Москве указали на деградацию деятельности СГБМ из-за отказа стран-членов от равноправного диалога и принципов, на которых создавалась эта региональная структура на Балтике. В результате совет последовательно превращался в инструмент антироссийской политики.

СГБМ был учрежден 5-6 марта 1992 года. В его состав входят Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Еврокомиссия.

Подготовил Глеб Владовский