Мужчина был осужден приговором Озерского городского суда Московской области по делу о наркотиках в 2016 году. Однако спустя четыре года он добился возбуждения уголовного дела в отношении уже своих следователя и дознавателя - за фальсификацию доказательств: изготовление подложных протоколов осмотра предметов и допроса свидетелей, подделку подписей понятых. Никитин был допрошен как свидетель, а затем признан потерпевшим. Однако впоследствии это решение было отменено.
Как следует из материалов КС РФ, суды общей юрисдикции не согласились с тем, что именно противоправные действия следователя и дознавателя привели к незаконному осуждению Никитина, поскольку приговор в его отношении вступил в законную силу и не отменен. Сам осужденный полагает, что такой подход ограничивает его доступ к правосудию.
- Исходя из правовых позиций российской прокуратуры, следствия и судов, по такому преступлению, как фальсификация уголовного дела по особо тяжкой статье, пострадавшей стороной является государство или правосудие, - указал Никитин в своем обращении в высшую юридическую инстанцию страны, - а гражданин, лишенный свободы по сфальсифицированному уголовному делу, является не потерпевшим, а "иным лицом".
Никитин также указал, что следователь и дознаватель за фальсификацию доказательств были осуждены условно, "из чего можно сделать вывод, что преступление против правосудия в РФ - это не то преступление, за которое назначается реальное наказание".
Конституционный суд РФ с такой позицией согласился частично. Статья 42 УПК признана соответствующей Конституции РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования она "предполагает возможность признать потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в отношении следователя (дознавателя) в связи с фальсификацией доказательств по расследованному им уголовному делу, лицо, осужденное по этому уголовному делу, в том числе в случае, когда постановленный в отношении осужденного обвинительный приговор не отменен (не изменен)".
Принимая решение, Конституционный суд опирался на собственные правовые позиции, высказанные ранее. В первую очередь он напомнил, что правосудие - это в том числе защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
- До момента отмены приговора ввиду вновь открывшихся обстоятельств действует презумпция законного осуждения лица, в отношении которого были сфальсифицированы доказательства виновности. Однако из этого не следует, что такое лицо не может быть признано потерпевшим в деле о фальсификации, - указал Конституционный суд РФ, подчеркнув, что иной подход ограничивал бы право граждан на доступ к правосудию.
В настоящий момент Андрей Никитин продолжает отбывать наказание, однако его дело возобновили по вновь открывшимся обстоятельствам. Если приговор по его делу будет отменен, "вопрос о наделении его правами потерпевшего, в том числе правом на возмещение имущественного и морального вреда, решается на основе правовых позиций, выраженных в настоящем постановлении", указал КС РФ.