Преодолеть санкции помогут хорошие дороги

Запад ведет против России гибридную экономическую войну. Новая реальность ставит новые задачи. Пока на прилавках магазинов ассортимент не сильно изменился, только не у всех на кассе теперь телефон срабатывает на оплату. Гречка вернулась на полки, постепенно сахар отвоевывает прежние места рядом с гречкой. Всем понятно, что главные вопросы не в том, как преодолеть продовольственный ажиотаж: он уже преодолен. Важней другое - искать новые возможности.

Очевидно, что санкции, которые страны Запада вводят против России, не такие уж и беспрецедентные. Россия не единственная в мире страна, которая оказалась под ними. А если посмотреть на исторические примеры, то можно найти неплохие рецепты использования санкций для развития государства.

Например, активный участник санкционного давления на Россию Великобритания имеет свой опыт преодоления санкций. Давно это было. 1806 год, Наполеон вводит крупнейшее в мире эмбарго - континентальную блокаду против Великобритании. Вначале она срабатывает и английские товары уходят из Европы. Но ненадолго. Санкции - обоюдоострое оружие. Страдает не только тот, против кого вводят, но и тот, кто вводит. Порой даже сильнее. В случае с Британией страдавшая от нехватки английских товаров Европа попала в сети контрабанды. Товары ввозились нелегально, а у власти не хватало сил с этим бороться. Похоже, Европа пытается второй раз наступить на те же грабли. Отказ Польши оплачивать российский газ рублями привел к аналогу контрабанды - поставкам по реверсу из Германии. Газ тот же, только оплата идет через посредника. Но на контрабанде развитие не построишь. Великобритания в тот период развернулась от Европы к другим рынкам: ушла в Азию, Африку, Латинскую Америку. И вместо кризиса начался подъем ее экономики.

Россия сегодня тоже разворачивается от Европы в поисках новых рынков. Взгляд на Азию перспективен, но как скоро мы сможем выстроить прочную систему отношений? И дело не в готовности сотрудничать, а в логистике и инфраструктуре. Разворот на Восток должен сопровождаться расширением экономического сотрудничества. Поставки продукции на новые рынки и закупка необходимых товаров предполагают возможности их доставки потребителям. А здесь пока есть над чем работать. Карта автомобильных дорог показывает, что чем восточнее, тем ниже плотность дорог. Самая высокая - в городах федерального значения и на юге страны. Немногим отстает Центральный федеральный округ (ЦФО). Так, в среднем по России плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 64 километра на 1000 квадратных километров. В ЦФО - 374 километра на 1000 квадратных километров, в Сибирском - 37 километров, а в Дальневосточном - всего лишь 12 километров. Даже с учетом огромных пространств возникают сомнения, что можно легко доставить товар в азиатские страны.

Но для развития внутри страны сеть автомобильных дорог имеет не меньшее значение. И это не только доставка комплектующих, но и создание благоприятной среды. На региональном уровне даже в ЦФО есть запрос на развитие сети дорог. Ведь даже в регионах Центральной России далеко не одинаково развита сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Например, лидером в ЦФО (без учета Москвы) выступает Московская область. Здесь плотность составляет 798 километров на 1000 квадратных километров. Немногим уступает ей Белгородская область - 738 километров. У Воронежской области не такие хорошие показатели - 377 километров на 1000 квадратных километров, что даже меньше, чем в Липецкой (549 километров) и Тульской (414 километров) областях.

Для развития реальных секторов экономики возможность доставки товаров приобретает первостепенное значение. Большую часть в товарной структуре экспорта Воронежской области составляют продовольственные товары и сырье (40 процентов), продукция химической промышленности и каучук (40 процентов), машиностроительная продукция (12 процентов). И не только. Именно в этих продуктах ощущается наибольшая нужда в мире, если верить ООН и другим международным организациям. Для их доставки на новые рынки нужна развитая сеть коммуникаций - автомобильных или железных дорог. Но с железными дорогами складывается непростая картина, осложняемая тем, что в пяти субъектах Федерации (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Республики Алтай и Тыва) их нет вообще. Хотя в Тыву уже строят железную дорогу.

Мы живем в период осознания смыслов. И национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" сейчас приобретает новую стратегическую актуальность. Это создание не только новых коммуникаций, но и новых рабочих мест, апробация новых технологий. Нужна отрасль, которая может стать драйвером экономики. В 2010-е годы это было жилищное строительство. Сейчас складывается исторический шанс запустить экономическое развитие через дорожников. Именно эта отрасль сможет стать драйвером экономики, стимулировать развитие смежных производств и освоение пространства.

Для реального сектора экономики возможность доставки товаров приобретает первостепенное значение

Коронакризис показал миру роль реальных отраслей экономики, а масштабные санкции против России дополнили приоритетные направления развитием технологий.

Весь мир смотрит сейчас на Россию, изучая, как она сможет преодолеть санкционные ограничения. Поворот на Восток поможет равномернее выстроить инфраструктуру. Однако для экономического развития нужны точки роста. И здесь у регионов Центрального Черноземья хороший потенциал.

Если выводить формулу, которая поможет сломать санкционную блокаду, то это мобильность, интенсивность и технологии.