Кизлярский электромеханический завод основан в 1962-м, здесь производили оборудование для авиационной промышленности - контакторы, блоки управления, самолетные маяки и различные электронные механизмы. Сейчас в концерн объединены специализированные предприятия и филиалы, где занимаются разработкой и производством средств эксплуатационного контроля летательных аппаратов, авиационных двигателей, самолетов, вертолетов и различной продукции гражданского назначения.
Гособоронзаказ на предприятии, по сравнению с прошлым годом, практически не изменился, как сказал корреспонденту "РГ" генеральный директор концерна Ибрагим Ахматов. В цехах идет сборка наземных средств эксплуатационного контроля, различного аэродромного и бортового оборудования.
Производство же гражданской продукции постоянно растет. Год назад оно составляло примерно 12 процентов общего объема, теперь же значительно больше. Речь идет об узлах и деталях двигателей для вертолетов, электрических котлах и водонагревателях, медицинской технике, деталях для автомобильной промышленности, гидравлических и пневмоинструментах. Заключены контракты на поставку гидроусилителя руля, педали акселератора, тормоза и других комплектующих для КамАЗа. Продолжается сотрудничество с Автовазом.
- Производственных мощностей и сотрудников для выполнения заказов у нас достаточно, - с оптимизмом уверяет Ахматов.
Главная новинка концерна - многоцелевой пятиместный вертолет АП-55. Винтокрылую машину планируется использовать в гражданской авиации. Ее характеристики позволяют выполнять пассажирские и грузовые перевозки, проводить поисковые операции подразделениям МЧС и правоохранительным органам, обучать курсантов летных училищ, работать в туристическом бизнесе и в качестве авиатакси.
Макет вертолета выставлялся на авиасалоне МАКС в прошлом году и получил высокую оценку экспертов. Испытания планируется начать через год.
"РГ" также писала о разработанном на Кизлярском электромеханическом заводе четырехместном самолете МАИ-411. После испытаний он получил сертификат летной годности и совершил первый полет из Кизляра в высокогорное село Мачада, расположенное на высоте 2200 метров. Здесь оборудована взлетно-посадочная полоса для тренировочных и регулярных полетов.
Самолет получил название "Альфа-КМ". По словам Ибрагима Ахматова, сейчас изготавливаются еще три самолета подобного типа, которые в ближайшее время представят для сертификационных испытаний.