- Блестящая, элегантная, эта машина казалась такой современной, мы все очень гордились, что причастны к ее созданию, - рассказывает Екатерина Ширшова, отработавшая на "Автоторе" двадцать лет. В феврале 1997 года она пришла на должность заведующей техническим архивом. - А ведь многие считали, что это утопия и в Калининграде невозможно организовать такое производство. И неудивительно, если вспомнить этот цех без крыши на полуразваленном, опустевшем судостроительном заводе "Янтарь".
Отданный под реструктуризацию заводской корпус был построен еще в 1914 году и никогда не ремонтировался. Здание не использовалось на тот момент более десяти лет. Его предстояло не просто переделать, а полностью реконструировать и восстановить.
- Новые производственные площадки доставались захламленными, со старыми, еще довоенными постройками, на их месте вырастали современные просторные корпуса, - рассказывает ветеран "Автотора" Алексей Макеенко. - Старые постройки нужно было убирать, захламленную территорию приводить в божеский вид, готовить место для строительства нового производства. Со всем этим коллектив блестяще справился. Завод расширялся, и я горжусь тем, что в его становлении есть и моя капелька труда.
В первый же год завод выпустил 1679 автомобилей. Тогда здесь производили три модели южнокорейского бренда - Avella, Clarus и Rocsta. Новому предприятию предстояло стать флагманом местной экономики. Это трудно было представить в середине "лихих девяностых", когда рушилась экономика. "Не каждый день в России открываются новые заводы. Да еще такие!" - сказал на торжественной церемонии пуска конвейера премьер-министр России Виктор Черномырдин. Вместе с ним ленточку перерезали основатель "Автотора" Владимир Щербаков и глава концерна KIA Motors Сан Хонг Ким.
После первых успехов вскоре начались и первые трудности: уже буквально через год августовский дефолт 1998-го поставил компанию на грань выживания. Производство пришлось практически остановить, зарплату коллективу платить было нечем.
- Мы верили, что все наладится, что мы будем стабильно работать, - говорит Жанна Мальцева, начальник управления делами, пришедшая на "Автотор" в июле 1997 года. - Если нужно было, то после работы все как один шли на субботники помогать, убирать территорию, мыть помещения. Все трудились - от рядовых сотрудников до руководителей. Это то, что называется "автоторовским" духом - сплоченность, коллективизм и солидарность. За 25 лет работы преодолели много разных трудностей вместе с предприятием, прошли разные испытания, но никогда не теряли веру в лучшее.
Первые месяцы после дефолта ситуация была очень тяжелая. Но завод продолжал функционировать: за это время с конвейера сошли почти две тысячи машин, собранные из ранее поставленных комплектующих. Готовые автомобили удалось реализовать, правда, в убыток.
- Предприятие балансировало в двух шагах от банкротства, - вспоминает Владимир Щербаков. - И тогда мы решили играть с открытым забралом - привезли всех кредиторов на завод, продемонстрировали им живое, действующее, но оказавшееся в критическом положении предприятие и обрисовали перспективу: можно нас обанкротить и в результате вместо вложенных миллионов получить что-то из имущества - шпиндель какой-нибудь, отвертку, гайковерт. Либо бросить спасательный круг, конвертировав долги в акции, и мы будем постепенно погашать кредиты, выкупая акции обратно. Нам поверили. Как результат, юридически мы таким образом обнулили долги и снова могли кредитоваться в банках. Пик или, наоборот, дно кризиса осталось позади, шаг за шагом все начало приходить в норму.
В ноябре 1999 года начался новый этап истории "Автотора". На заводе началось производство автомобилей BMW 5-й и 7-й серий. В рамках подписанного с баварским концерном контракта создается современное производство, оборудованное с соблюдением всех технических требований, действующих на заводе BMW в Мюнхене. В рекордные сроки строится собственный трек, склад готовой продукции, новые железнодорожные пути, оборудуется цех логистики с причальными терминалами и прочее. "Автотор" стал первым предприятием за пределами Германии, которому совет директоров BMW AG доверил запуски производства новых моделей автомобилей для зарубежных рынков.
В 2000 году общий объем производства "Автотора" - уже более 10 тысяч автомобилей. Тогда же при производстве автомобилей марки KIA предприятие осваивает производство по полному циклу и вводит в эксплуатацию линии сварки и окраски кузовов моделей Sportage и Sportage Grand общей производственной мощностью 25 тысяч кузовов в год.
В 2003 году "Автотор" подписывает соглашение об организации производства автомобилей еще с одним из крупнейших игроков глобального автомобильного рынка - корпорацией General Motors. Создаются и новые мощности для выпуска до шести тысяч в год автомобилей GM класса "премиум". Сначала это Hummer, Trail Blazer и Tahoe, а позже к ним присоединяется Cadillac.
За последующие шесть лет предприятие подошло к максимальным показателям по загрузке производственных мощностей и выпускало более 250 тысяч автомобилей в год. В 2012 году к его партнерам - известным мировым автомобилестроительным компаниям - присоединился Hyundai. На новом заводе началось производство коммерческих автомобилей корейского бренда. Через год стартовал совместный проект "Автотора" и Hyundai Motor Company по производству легковых автомобилей. В конце 2012 года общее количество произведенных в Калининграде автомобилей превысило один миллион.
За 25 лет развития "Автотор" освоил производство более 220 моделей автомобилей различных брендов, инвестировал в модернизацию и оснащение производства более 650 миллионов евро. Объем произведенных на сегодняшний день автомобилей - более 2,5 миллиона. Каждый десятый автомобиль, продаваемый на российском рынке, произведен на калининградском предприятии.
За прошедшие годы предприятие стало не только лидером промышленного сектора региона, но и мощным локомотивом социального развития территории. На постоянной основе "Автотор" реализует более ста социальных и благотворительных проектов, поддерживая самые значимые инициативы и программы в области спорта, культуры, образования, сохранения духовного наследия.
За счет собственных средств (более 2,6 миллиарда рублей) компания создала уникальный спортивный объект - физкультурно-оздоровительный комплекс "Автотор-Арена" площадью 42 тысячи квадратных метров, с оборудованными по самым современным международным стандартам залами. Здесь сегодня проводятся всероссийские соревнования и проходят подготовку будущие звездочки спорта по 23 олимпийским дисциплинам. Работникам завода, кстати, предоставлена возможность посещать занятия в секциях бесплатно.
В 2019 году новые перспективы развития предприятия открыл СПИК - специальный инвестиционный контракт, подписанный на десять лет с Минпромторгом России и правительством Калининградской области. Он предусматривает фактически полное перевооружение производства, в которое "Автотор" обязался инвестировать не менее 12 миллиардов рублей. Позже эта сумма увеличилась еще на 20 миллиардов, по допсоглашению, которым компания взяла на себя дополнительные обязательства по созданию производства электромобилей и производств автокомпонентов.
На предприятии уже идет глобальная модернизация и строительство новых заводов. И эти обязательства компания продолжает выполнять, даже несмотря на нынешнюю кризисную ситуацию, сложившуюся на предприятии под влиянием беспрецедентных западных санкций. Под ударом сегодня судьба не только автопредприятия, но и его многочисленных смежников, ведь "Автотор" - это почти половина товарной продукции региона, львиная доля загрузки морских портов, больше 40 процентов железнодорожных перевозок. А еще - занятость тысяч сотрудников калининградских компаний, которые выпускают по заказам автопредприятия мультимедийные и климатические системы, электропроводку, бамперы, сидения, системы отвода выхлопных газов, пластиковые элементы, надстройки для коммерческих автомобилей и прочее.
В прошлом году автоконцерн закупил локализованной продукции у калининградских производителей на 2,16 миллиарда рублей. Этот объем ежегодно наращивался. Кроме того, поставки на "Автотор" идут с десятков предприятий из 22 регионов России. Это аккумуляторные батареи, колесные диски, стекла, шины, противоподкатное устройство, шумоизоляция, различные технические жидкости и лакокрасочные материалы и другое.
В нынешней ситуации акционеры и руководство предприятия продолжают следовать правилу, которое было неизменным 25 предыдущих лет, - во главу угла ставить интересы коллектива.
- Считаем, что персонал - главное, что должно быть сохранено, - подчеркивает основатель "Автотора" Владимир Щербаков. - У нас сейчас в штате 3500 сотрудников, не считая тех, кто работает по трудовым договорам. Еще мы в ответе и за тех, кто на нас работает в других компаниях, куда мы в последние годы передавали часть работ на аутсорсинг, это около тысячи человек: логисты, комплектовщики, производители деталей, аксессуаров. Это и частные компании, доставляющие нам комплектующие. Неважно, что они не в нашем штате. Мы от них зависим, поэтому нам приходится думать не только о себе, но и об их будущем. Рассчитываем, что правительство нам поможет, как помогает всем системообразующим предприятиям. Сейчас стараемся использовать все виды помощи, которую предоставляет государство.
Сегодня компания использует все возможные способы, чтобы сохранить квалифицированный персонал, дать людям возможность заработка. Частично вопрос решается за счет опыта, наработанного в период пандемии COVID-19, когда на карантин остановились заводы партнеров в разных странах мира и калининградский конвейер тоже встал. Тогда, несмотря на серьезные перебои с поставками комплектующих и существенное снижение объемов производства, акционеры и руководство концерна приняли принципиальное решение - никого не увольнять. Всем нашли работу и платили зарплату. Специалисты, не задействованные на конвейере, трудились на стройках, модернизировали оборудование, обустраивали спортивно-патриотический парк около физкультурно-оздоровительного комплекса "Автотор-Арена"... А как только ситуация нормализовалась, вернулись на свои прежние рабочие места. Аналогичные меры применяются и сегодня.
Сейчас значительная часть коллектива ушла в оплачиваемый работодателем корпоративный отпуск. В качестве дополнительной социальной поддержки "Автотор" выделил своим работникам участки под огороды. Все желающие получают по десять соток земли в пользование на пять лет бесплатно. Под эти цели отдано 300 гектаров земли, находящейся в собственности компании, в районе поселков Холмогоровка и Люблино. Земля здесь была полностью подготовлена к посадкам, вспахана и проборонована, так что заводчане уже засаживают свои огороды, тем более что на заводе обеспечили поставки высококачественного семенного картофеля.
Все остальные социальные программы, льготы и гарантии для сотрудников предприятия (а их более тридцати), предусмотренные коллективным договором, также реализуются в прежнем объеме.
Важно, что, несмотря на приостановку производства, "Автотор" не отказывается от реализации планов по созданию производства электромобилей, предусмотренного в специнвестконтракте. В 2023 году планируется выпустить первую партию из тысячи автомобилей. В штатном режиме продолжают трудиться сотрудники конструкторско-внедренческого центра "Электроэлемент" и других подразделений, задействованных в создании производства электромобилей. Работают на заводе и подразделения, поддерживающие жизнеобеспечение производственной инфраструктуры и управляющие строительством и оснащением новых производственных объектов и мощностей, создаваемых в рамках обязательств по СПИК.
Доля "Автотора" в экономике Калининградской области в 2021 году - это 49 процентов в объеме товарной продукции, 70 процентов оборота морских контейнерных перевозок и 42 процента железнодорожных перевозок, 53 процента налогов и сборов, уплачиваемых на территории области, более 30 тысяч рабочих мест с учетом смежных предприятий.
650 миллионов евро инвестировано "Автотором" в создание полнопрофильных автомобильных производств в Калининградской области.