Поделиться

    Для "новой географии" экспорта бизнесу нужна помощь государства

    Сегодня многие россияне, ранее пользовавшиеся западными каналами интернет-торговли, оказались без рынков сбыта. Для создания "новой географии" российского экспорта предпринимателям требуется поддержка государства: бизнес просит помочь продвижению своих товаров на зарубежные рынки.

    Для того чтобы вернуться на них, предпринимателям необходимо нивелировать риски и минимизировать расходы, получить доступ к государственным инструментам поддержки. Тем более что свободные "прилавки" в новых направлениях есть: по словам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, торговый оборот России с рядом стран СНГ вырос в прошлом году более чем наполовину, сегодня, в новых условиях, важно удержать его. Кроме того, сложилась уникальная ситуация на азиатском и африканском направлениях: "потенциальные партнеры понимают, что освобождаются ниши на российском рынке и есть шанс их занять".

    Вместе с тем большинство предпринимателей сталкиваются с трудностями при освоении новых рыночных пространств.

    - Нам предложили перенаправить все свои ресурсы на Азию, но на создание магазинов на платформах, которые работают в этом направлении, нужны средства и время, и я не могу спрогнозировать, будет ли спрос на нашу продукцию. Поэтому сейчас я приняла решение ориентироваться на Россию, - рассказала "РГ" кукольных дел мастер, предприниматель из Северодвинска Ирина Черепанова.

    В подобной ситуации оказались сегодня многие представители бизнеса. Один из видов государственной поддержки - обучение: так, сейчас начался новый сезон в школах поддержки экспорта, действующих в регионах СЗФО на базе агентств регионального развития "Мой бизнес" при поддержке правительств субъектов Федерации. Бесплатные онлайн-уроки помогают бизнесу вернуть упущенную прибыль, раскрыть неиспользованные возможности. В частности, выйти на доступные сегодня онлайн-рынки.

    - Торговля на международных электронных площадках открывает границы для всех предпринимателей: от начинающих до опытных, а знание правил этой торговли поможет нашим производителям в кратчайшие сроки найти новых потребителей и партнеров в дружественных России странах, - говорит заместитель министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Сергей Паромов.

    В Вологодской области предпринимателей при поддержке государства учат даже телефонному этикету

    Бизнес-тренеры рассказывают о продвижении продукции на зарубежных рынках, обучают тому, как сделать прибыль максимальной за счет "предполетной" подготовки товаров к продаже, ценового позиционирования, поиска новых каналов реализации и донесения информации до зарубежного потребителя.

    К примеру, предпринимателям сейчас непросто найти за рубежом партнеров для В2В-продаж (торговых сделок между юридическими лицами). Вместе с тем немногие знают, что открыт специальный павильон онлайн-продаж России на В2В-платформе. Бизнесу нужна помощь и по конкретным видам продукции - так, многие архангельские предприниматели выпускают мебель из северного леса: основным импортером российской мебели является Казахстан, при этом для продаж мебели сегодня можно по-прежнему использовать европейские площадки, "ключи" к которым также помогают подобрать эксперты.

    -Наша компания уже несколько лет занимается экспортными операциями, это всегда происходило с привлечением специалистов, будь то таможенное оформление или логистика. В то же время всегда хотелось глубоко погрузиться в эту тему, чтобы контролировать процессы, - говорит директор одной из коммерческих компаний Архангельска Николай Асахин, записавшийся на цикл лекций экспертов.

    Тем временем в Вологодской области предпринимателей при поддержке государства учат даже телефонному этикету, считая, что эта информация будет полезна всей инфраструктуре развития экспортной сферы. Кстати, в апреле из Вологодской области в Республику Корея была отправлена первая в 2022 году партия осетровой икры - это продукция рыботоварной фирмы, расположенной в Кадуйском районе Вологодчины.

    А в Российском экспортном центре отметили, что возможности для продаж будут расширяться и на "турецкой тропе": сегодня создается канал экспорта в Турецкую Республику. Он позволит переориентировать экспортные потоки, проводившиеся ранее через электронные торговые платформы США и ЕС.

    Наиболее востребованы на этом рынке продукты, косметика и бытовая химия, продукция легкой промышленности. Вместе с тем выход на маркетплейсы возможен только при оформлении турецкого юридического лица - это необходимо для регистрации аккаунта и ввоза коммерческих партий на территорию страны. Помощь в проведении всех этих процедур предпринимателям оказывают сегодня в региональных центрах поддержки бизнеса.

    Между тем в Минпромторге РФ считают, что в условиях меняющихся транспортно-логистических коридоров наиболее актуально размещение экспортно ориентированных российских промышленных предприятий в зарубежных промышленных зонах.

    К примеру, сейчас формируется российская промышленная зона в Египте; кроме того, при участии российской команды создан индустриальный парк в Узбекистане, а в ближайшее время предприниматели Северо-Запада будут участвовать в онлайн-встрече по продвижению российских товаров в "страну хлопка". Вопросов представителям российского посольства и профильным экспертам много - это тарифные и нетарифные барьеры, сертификация продукции, все, что связано с налогами и отличительными чертами бизнеса в Узбекистане. Кстати, сейчас рассматриваются возможности реэкспорта российских товаров через Узбекистан на рынки других государств.

    Поделиться