Последствия таяния мерзлоты заметны и на объектах транспортной инфраструктуры. Местами их удалось даже измерить в сантиметрах. Как выяснили специалисты федерального автономного научного учреждения "Востокгосплан", осадка полотна на железной дороге Сейда - Воркута в Республике Коми за десять лет увеличилась с 10-15 сантиметров до полуметра. Ученые связывают это с ростом среднегодовой температуры мерзлоты за этот период с минус 6-7 градусов до минус 3 градусов. А почти половина - 46 процентов - насыпи Байкало-Амурской магистрали подвержена деформациям из-за неравномерного оттаивания мерзлых оснований.
На состояние мерзлоты, которая оказалась отнюдь не вечной, влияет не только потепление климата, но и хозяйственная деятельность в Арктике, подчеркивают эксперты. А она в последнее время активизировалась. В результате возникает накопительный эффект, из-за которого лед в грунтах превращается в воду.
"Изменение температурного режима и, соответственно, несущей способности грунтов, активизация опасных криогенных процессов привели к значительному нарастанию деформированности объектов за последнее десятилетие и представляют угрозу безаварийной эксплуатации инженерных сооружений, - пояснили в ФАНУ "Востокгосплан" в ответ на запрос "РГ". - В дальнейшем эта тенденция будет сохраняться. Более 75 процентов всех зданий и сооружений в криолитозоне России построено и эксплуатируется по принципу сохранения мерзлого состояния грунтов оснований: фундаменты вморожены в грунты, и за счет этого обеспечивается требуемая несущая способность. Совместное климатическое и техногенное воздействие приводит к массовым деформациям зданий и сооружений на всей территории АЗ РФ".
Под угрозой также магистральные трубопроводы с температурой продукта, отличной от температуры породы. К примеру, если вода в трубе нагрета до +100 градусов и более, то рядом с ней образуются техногенные талики - незамерзающие участки, - проседает поверхность, появляется термоэрозия. А при транспортировке охлажденного газа на склонах под трубой затрудняется грунтовый сток, что грозит оползнями. Кроме того, прокладка трубопроводов по таликовым зонам на переходах через водотоки приводит к формированию ореолов промерзания, что может стать причиной деформации газопроводов, отмечают специалисты.
- По нашим оценкам, прямой ущерб от глобального потепления в Арктической зоне за счет потери возведенных на мерзлых основаниях основных фондов уже к 2050 году может исчисляться триллионами рублей, - сообщил корреспонденту "РГ" эксперт "Востокгосплана", один из авторов исследования вечной мерзлоты Николай Остарков. - Ущерб непосредственно жилому фонду, как ожидается, составит около нескольких сотен миллиардов рублей к середине столетия. Но следует иметь в виду, что деформации и разрушения зданий и инженерных сооружений в АЗ РФ будут развиваться постепенно и, вероятно, несколько отставать от изменений температурного режима грунтов.
Из регионов СЗФО в зону риска входят прежде всего Ненецкий округ и Республика Коми, а также некоторые территории Архангельской и Мурманской областей.
Ученые ФИЦКИА УрО РАН изучили бассейн реки Печоры, который охватывает НАО и Коми, и выяснили, что территория мерзлоты за последние 20 лет там сократилась. А глубина ее залегания с 1999 года увеличилась с 0,6 до 1,2 метра. Протаивание особенно заметно по верхним слоям грунтов, но и состояние более глубоких постепенно меняется. Это может привести к обрушению берегов и образованию провалов. Побережье поселка Амдерма в Ненецком округе местами уже начало осыпаться в Карское море. Специалисты не исключают, что в воде могут оказаться и прибрежные сооружения.
В Коми отмечаются деформации дорожного покрытия. Мерзлота в этом регионе постепенно "протаивает" по всей площади ее распространения, пришли к выводу республиканские ученые. Особенно активно - в районе Воркуты. Ситуацию усугубляют нарушение технологии укладки дорожного полотна, проезд техники по автозимникам и просто по тундре, строительство трубопроводов и освоение месторождений.
Что можно предпринять во избежание техногенных аварий и ЧС? По мнению экспертов "Востокгосплана", обеспечить устойчивость арктической инфраструктуры поможет применение специальных термостабилизаторов. Необходимо также строить дамбы от возможных наводнений, создавать лесозащитные полосы, проводить противопожарные и другие мероприятия. То есть нужен целый комплекс мер. Поэтому специалисты предложили разработать комплексный план адаптации инфраструктуры АЗ РФ к изменениям климата до 2025 года. Его реализация позволит минимизировать потенциальные риски на территории российской Арктики.
Михаил Железняк, директор Института мерзлотоведения имени П. И.Мельникова СО РАН, доктор геолого-минералогических наук:
- С мерзлотой не надо бороться, мы должны иметь другую стратегию. Климат всегда менялся и будет меняться, и климатологи далеко продвинулись в своих исследованиях. Если нормально контролировать состояние мерзлых грунтов и инженерно-геологических условий, никаких аварий происходить не будет. Беда в том, что мы строим инженерные сооружения и считаем, что среда будет неизменна. Но этого быть не может. В процессе строительства мы изменяем условия теплообмена, меняется климат. Поэтому необходимы правильное проектное решение и последующий контроль.