Потребность в таком плане существует не первый год. Как сообщается в отчете Счетной палаты, по итогам 2019 года грузооборот российских морских портов составил около 76 процентов от их проектной мощности. В 2018 году порты России были загружены на 74 процента, в 2017 году - на 74,7, в 2016 году - на 72 процента. Аудиторы СП пришли к выводу, что прогнозирование и распределение объемов грузооборота оставляет желать много лучшего.
Предельно очевидным из-за санкций стал еще один транспортный "перекос", связанный с контейнерными перевозками. На середину апреля 2022 года в России находилось около 750-800 тысяч TEU (стандартных 20-футовых контейнеров), из которых России принадлежат около 200-250 тысяч, отметил в ходе конференции TransRussia-2022 глава одной из транспортных компаний Дмитрий Никитин. Когда иностранные контейнеры будут вывезены покинувшими российский рынок зарубежными перевозчиками, контейнерооборот на морских линиях Северо-Запада может сократиться на 90-95 процентов.
- Строить дальнейшие прогнозы по морским перевозкам сейчас практически невозможно, ситуация постоянно меняется, - отмечает председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов (АМТП) Дмитрий Морозов. - Санкции направлены на ограничение внешней торговли России, а именно от нее зависит загрузка портов, через которые переваливается более 60 процентов внешних грузов. Что касается проблемы дисбаланса транспортных потоков, то она существует давно, и санкции ее усиливают. В частности, всегда оставалась перегруженной железная дорога, и на сегодня данная ситуация почти не изменилась.
Кроме того, сегодня грузопотоки распределены неравномерно как по направлениям перевозок, так и по видам транспорта. В частности, доля речного транспорта в общем грузообороте страны не превышает двух процентов, при этом перевозка грузов по внутренним водным путям год от года продолжает уменьшаться - с 119 миллионов тонн в 2017 году она сократилась до 109 миллионов тонн в 2020-м.
- На мой взгляд, падение грузооборота во многом вызвано сокращением того объема импорта, который существовал до санкций, но в экспорте ситуация изменилась мало, - считает исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев. - Всем очевиден тот факт, что Европа не сможет быстро отказаться от наших углеводородов. Кроме того, сохраняются наши азиатские рынки, и поставки туда будут только нарастать. Если же проанализировать грузопотоки по Северному морскому пути, то мы видим совершенно обратную динамику - там рост продолжается из года в год.
"РГ" уже сообщала, что в 2021 году был зафиксирован новый рекорд грузооборота по СМП - он составил около 35 миллионов тонн. Кроме того, первый замглавы Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов в ходе III делового форума "Порты Арктики" заявил, что к 2024 году мощности портовой инфраструктуры Арктики предполагается увеличить с существующих 33 до 85 миллионов тонн, а к 2030 году она должна вырасти до 170 миллионов тонн.
Однако, чтобы эти перспективы стали реальностью, необходимо решать вопрос межотраслевого управления транспортными потоками, глядя на ситуацию "с высоты капитанского мостика", подчеркивает Алексей Фадеев. Следует добиться более точного планирования грузоперевозок, просчитывать которые при стратегическом подходе вполне возможно. Необходимым инструментом для этого должны стать цифровые технологии, которые пока недостаточно применяются в системе управления грузопотоками.
- Картина грузопотоков все время меняется, ее нужно постоянно актуализировать, - убежден эксперт. - Нередко случается, что крупный бизнес и государственные ведомства решают транспортные задачи по отдельности, без четкого взаимодействия. Это становится одной из основных причин недозагрузки портовых мощностей. Пора возвращаться к практике планирования времен СССР. Нет ничего страшного в том, чтобы взять на вооружение этот опыт.
О том, что в России пора создавать внятный транспортно-экономический баланс, шла речь еще в 2013 году. По словам директора Института логистики и управления цепями поставок Игоря Прохина, ранее эта идея выглядела "революционной" и реализовать ее не удавалось, так как транспортная система рассматривалась сама по себе, без привязки к складской сети и существующим логистическим цепочкам. Сейчас цифровые технологии облегчают подобные расчеты. Существуют 44 рода грузов, сведенных в девять категорий. Электронный документооборот и базы данных дают возможность иметь довольно точную информацию по железнодорожным, водным и авиационным перевозкам. Собрать данные по автомобильным перевозкам сложнее, поскольку в этой сфере действуют множество компаний-перевозчиков. Но и эта задача решаема, и федеральные власти уже приступили к данной работе.