Посещаемость в крымских кинотеатрах сократилась в два раза

Представители кинопроката не скрывают: ситуация в отрасли сложная, в одних кинотеатрах вынуждены сокращать число сеансов и дни работы, в других - сотрудников. Посещаемость упала в два раза. Предприятия оптимизируют расходы, проводят акции и призывают молодежь оформлять "Пушкинскую карту".

С 1 марта голливудские компании Disney, Sony, Warner Bros. Entertainment и Paramount приостановили показ своих фильмов в российских кинотеатрах. Это сразу же отразилось на посещаемости кинозалов, многие премьеры зрители ждали не один год.

Директор сети кинотеатров "Мир кино" (восемь действующих площадок в Симферополе, Евпатории, Саках, Черноморском, Красногвардейском, Севастополе, Судаке) Ольга Новикова приводит следующую статистику: пятизальник в Севастополе в марте 2019 года посетили 10 тысяч человек, а в марте 2020 года - 6,5 тысячи, притом, что часть месяца кинотеатры не работали из-за локдауна. В марте нынешнего года - 3700 человек, почти в два раза меньше, чем в пандемию.

Управляющий кинотеатром "Сатурн IMAX" (Ялта) Роман Гостев отмечает, что посещаемость в марте этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала в 2,5 раза, а в апреле более чем в три раза.

В Республике Крым за 2021 год 80 процентов кассовых сборов дали зарубежные картины. В прошлом году кассу сделали "Веном", "Человек-паук" (США), "Последний богатырь: Корень зла" (РФ), мультфильм "Душа" (США), "Дюна" (США), "Форсаж" (США).

- Так сложилось, что 10 фильмов из всех, что показывают за год, делают 90 процентов кассы. Несколько лет назад российское кино ворвалось в эту десятку, например, фильмы "Холоп", "Последний богатырь", "Движение вверх". Но в основном кинопрокатчики зарабатывают на блокбастерах голливудских киностудий, - поясняет Роман Гостев.

Сегодня альтернатива голливудским фильмам - российские премьеры, кинохиты прошлых лет, советская и зарубежная классика, блокбастеры Болливуда. Многие зрители считают, что с уходом голливудских компаний в кинотеатрах теперь нельзя посмотреть качественное зарубежное кино. Но это не так, уверяют профессионалы.

- Недавно завершился показ фильма "Все везде и сразу" (США), который в следующем году, я уверена, будет оскароносным. Есть хорошие фильмы производства Китая, США, Франции. Есть киноленты совместного производства Канады и США, а также России и Китая. Кстати, Болливуд по объемам производства значительно обогнал Голливуд, там высокое качество спецэффектов, но нет российского дубляжа. Надеемся, что наши дистрибьюторы смогут наладить сотрудничество с Болливудом, - говорит Ольга Новикова.

А вот к идее вернуть в кинотеатры советские картины представители отрасли отнеслись скептически.

- Я категорически против коммерческого вторичного проката советских фильмов. Это не коммерческое кино, и вряд ли владельцы "Пушкинских карт", а это молодежь от 14 до 22 лет, согласятся смотреть в кинотеатре "Любовь и голуби" или "Иван Васильевич меняет профессию". Они хотят смотреть, как Доминик Торетто на своем роскошном авто входит в очередной форсаж. И они не пойдут на "Холопа" и "Последнего богатыря", потому что их уже видели, - говорит Ольга Новикова.

Разделяет эту точку зрения и Роман Гостев.

- Мне кажется, мы не имеем морального права вести платный показ советских фильмов, потому что это наше культурное наследие, - говорит управляющий кинотеатром "Сатурн IMAX".

Но, по его словам, такие фильмы могут быть в прокате, и показывать их нужно школьникам.

- У нас был совместный проект с управлением культуры Ялты - киноуроки для старшеклассников: в рамках школьной программы им показывали советские фильмы. А ко Дню Победы ребята посмотрели фильм о войне "Аты-баты, шли солдаты", он произвел огромное впечатление на школьников, - рассказывает Роман Гостев.

А вот с показом в кинотеатре российских фильмов, которые уже зрители видели по телевизору, ситуация неоднозначная. Например, на фильм "Брат" 1997 года с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли зрители пошли. Кто-то из ностальгии, а кто-то впервые познакомился с творчеством Алексея Балабанова. Эту ленту раньше не показывали на большом экране.

Повышать стоимость билетов в кинотеатры пока не планируют. Люди и так начали экономить на услугах и развлечениях, а изменение ценовой политики отпугнет часть посетителей.

- Мы начали акцию во всей сети кинотеатров: по средам билеты по льготной цене - 180 рублей на любой сеанс. Повышения цен до конца года не планируем, - говорит Ольга Новикова.

- Расходы выросли, но повышать цены не будем - это может ускорить процесс закрытия кинотеатров, - считает Роман Гостев.

На вопрос, что поможет кинотеатрам оставаться на плаву, представители отрасли в один голос отвечают - активное оформление "Пушкинской карты". Для студентов и школьников - это возможность бесплатно посещать театры, музеи и кино, а для кинопоказа - существенная поддержка. В Крыму молодые люди получают такие карты, но пока не особо активно.

Большие надежды представители кинотеатров возлагают на курортный сезон, тогда, возможно, увеличится число посетителей. А также придумывают нестандартные ходы. Например, в Симферополе по средам в кинотеатре в ТЦ "Берг" показывают постановки знаменитых европейских театров на языке оригинала, но с русскими субтитрами, а также спектакли театров Москвы. Их посещают учащиеся языковых школ, студенты и люди среднего возраста.

Кинопрокатчики призывают население ходить в кино: в такое непростое время очень важно получать положительные эмоции.

Кстати

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 5,5 миллиарда рублей на поддержку отечественной киноиндустрии. На эти средства планируют снять 160 фильмов.