Консолидация военной промышленности - одно из главных направлений масштабной реформы общей оборонной политики Евросоюза, начатой еще в середине 2010-х годов. Страны ЕС сейчас используют слишком много дублирующих друг друга типов военной техники, что, во-первых, дорого, а во-вторых, - препятствует интеграции вооруженных сил. В 2017 году Еврокомиссия отмечала, что на вооружении стран союза состоит в общей сложности 178 основных боевых систем, и в частности 17 типов танков, 20 типов истребителей, 29 типов эсминцев и фрегатов. В то время как в армии США таких боевых систем всего 30. Поэтому Евросоюз параллельно с интеграцией вооруженных сил уже давно пытается интегрировать и европейскую "оборонку" - чтобы вместо тех же 17 танков использовать один.
Вся эта масштабная реформа продвигается, однако, довольно медленно. В первую очередь из-за нежелания европейских стран и оборонных концернов расставаться со своей независимостью. Поэтому на протяжении всех последних лет в ход активно шли аргументы, апеллирующие к внешним стимулам. Политики ЕС пугали друг друга сначала Россией, потом Трампом, который грозился вывести США из НАТО, затем прошлогодними событиями в кабульском аэропорту и теперь вот снова Россией. Ощутимых успехов добиться пока не удалось, но кое-что все же было сделано.
В конце 2017 года было запущено так называемое постоянное структурированное сотрудничество в сфере обороны. На европейское оборонное агентство были возложены новые задачи по интеграции обороной промышленности, а на этой неделе в ведомстве появился еще и центр по оборонным инновациям. Германия и Франция начали совместно создавать перспективный основной боевой танк и истребитель шестого поколения. Хотя и тут все идет не очень гладко - тот же проект истребителя постоянно стопорится из-за разногласий между участниками.
Тем не менее то, что ЕС из политико-экономического объединения превращается еще и военный блок, достаточно очевидно. До создания единой армии Евросоюза еще далеко, но пока такая задача и не стоит - в первую очередь, европейцы сосредоточены на повышении уровня взаимодействия армий, а также на оснащении их современной техникой, собственного же, европейского производства.