Профессор МАГУ: Как понять, почему ребенку стало трудно учиться

Заканчивается учебный год, а у ребенка в началке посыпались двойки. Почему? Профессор Мурманского арктического госуниверситета Анна Белошистая рассказала "РГ", в чем чаще всего причина плохих оценок и какой тест поможет понять это родителям.
Photoxpress

Анна Белошистая: Запомните три важных правила. Первое - за двойку не ругаем. Второе - не сравниваем ребенка с другими детьми: "Вон, у Пети "четыре", а у тебя почему "два"?" Третье: ребенок пришел из школы, не спрашивайте с порога: "Что сегодня получил?", спросите: "Что нового ты узнал? Что интересного было в школе?"

Родителям надо понять, когда начались двойки. Они были с самого начала обучения? Первые полгода отметок в школе ставить не полагается, но учителя часто используют систему цветных фишек, других знаков. И вы понимаете, что начинает чувствовать ребенок, систематически получая "черную метку" с первых дней в школе. Так формируется отрицательное отношение к обучению вообще и к школе в частности. Возможно, причины лежат в недостатках дошкольной подготовки ребенка.

10% детей в началке я бы назвала "молчащими". Они долго накапливают информацию, медленно ее усваивают, долго и многократно возвращаются мыслью к одной и той же проблеме (внешне кажется, что просто "тормозят"), а потом "выстреливают" оригинальной идеей. Говорят, что такими были в начальной школе Эйнштейн и Норберт Винер - "отец кибернетики". Может, ваш ребенок из таких? А вот еще ситуация: уже читающий и считающий ребенок пришел в первый класс. Учительница решила, что он необучаемый, потому что никак не мог понять, зачем опять учить цифры и буквы. В итоге - слезы и плохие оценки. Так что причины у двоек разные.

А если сначала все вроде было хорошо, учительница даже хвалит, а потом вдруг: "Садись, два"?

Анна Белошистая: Скорее всего, ребенок держался на заученных до школы вариантах. И учителя это устраивало: ребенок отвечает на вопросы быстро и четко. А это то, что учитель хочет услышать: "посчитай от 10 обратно", "сколько будет "2 + 3", "покажи квадрат", "покажи круг" и так далее. Все это вопросы, рассчитанные на память. Поскольку память - это ведущий познавательный процесс в старшем дошкольном возрасте, педагоги часто эксплуатируют его нещадно, стимулируя ребенка к запоминанию наизусть огромного количества фактической информации. Понимает ли ребенок то, что воспроизводит наизусть? Обычно такая ситуация наблюдается месяца через два после начала обучения в 1-м классе: дошкольный запас закончился, а нового не наработано.

Как родителям понять, на чем держится ребенок - за счет памяти или мышления?

Анна Белошистая: Если ребенок уже читает, дайте ему небольшой текст (из "Азбуки" Толстого, например) на 5-6 строчек. Если не читает, прочитайте ему этот текст. И попросите потом пересказать текст своими словами. Если он воспроизводит текст наизусть, значит, работает исключительно на основе памяти. Можно предложить задание, требующее размышления, а не опоры на память. Эти задания невозможно выполнить, используя готовые, выученные на память ответы. Если ребенок не понимает, что с этим делать, значит, работать своей головой он не научен.

Учителя часто говорят, что дети не могут выполнить задание, потому что не понимают условие. Как научить читать осмысленно? Пересказывать задание своими словами?

Анна Белошистая: Они вам его по памяти перескажут. Надо развивать у ребенка самостоятельное мышление - умение анализировать, обобщать, выделять главное или, наоборот, несущественный признак... Это трудно и требует времени, а главное - требует системы. Понятно, что для родителей это "напряжно" и очень хочется переложить эту работу на кого-то, например, на репетитора. Но репетитор, который будет делать с ребенком домашние задания, поможет только вам, освободив от хлопот. Самому ребенку он не поможет. И не спешите в книжные магазины за сомнительными пособиями с броскими названиями "Гений за три недели", "Как вырастить вундеркинда" и так далее. Если уж так вышло, что вы проморгали ребенка, на развитие мышления потребуется не меньше года. Заниматься надо не меньше двух-трех раз в неделю, но первые положительные сдвиги вы можете увидеть уже месяца через два.

Фото: предоставлено Анной Белошистой
Эти задания помогут родителям понять, как у ребенка развито мышление. Фото: предоставлено Анной Белошистой

Анализируем результаты теста

Обратите особое внимание на задания 1 и 5. Даже если ребенок дает в задании 1 правильный ответ (3), попросите его показать эти треугольники. Он может считать треугольником четырехугольную фигуру, похожую на ромб, а "охватывающего" треугольника не видеть. Это говорит о слабом развитии пространственного мышления. У этого ребенка в школе наверняка будут проблемы с решением задач и с вычислениями в уме, поскольку эти виды деятельности "держатся" на умении хорошо все себе представлять в уме.

Если ребенок не справился с заданием 5, то у него проблема со зрительно-моторной координацией и у него будет плохо с обучением письму. И чаще всего эта проблема сопровождается плохим развитием мышц кисти. Начертите на листе бумаги по трафарету или циркулем кружок и дайте его ребенку вырезать по контуру. Только ножницы должны быть хорошие: должны не мять, а резать бумагу и не должны быть "тугими". Если кружок получился ровный, вырезан по контуру, значит, проблема не в руке, а именно в самой связке "глаз - рука". Для решения этой проблемы полезны всякие "лабиринты", но проходить их нужно сначала пальцем, а потом карандашом. Полезно срисовывание всяких знаков ("пляшущих человечков"), символов, несложных контуров и всевозможные обводки по контуру. Это хорошо согласует связь глаза и руки.