Косачев: Совет государств Балтийского моря пал жертвой захватнической политики Запада

Упрощая, разделю международные организации на два типа. В первом случае речь об объединении единомышленников, совместный интерес которых - усиление собственных позиций перед теми, кто думает иначе. Классические примеры - НАТО, Евросоюз и, с определенными о говорками, Совет Европы (на начальном этапе своего существования). Отдельные примеры инакомыслия в таких структурах решительно подавляются большинством в интересах обеспечения единства.
Илья Питалев / РИА Новости

Второй тип - организации, собирающие в своем составе участников с разными взглядами на жизнь и не всегда совпадающими интересами. Принуждение здесь противоречит самой идее объединения, ведь задача - не обеспечить единомыслие, а добиться общего понимания проблем и общих подходов к их решению. Классические примеры - ООН, ОБСЕ и, на последнем этапе своего существования, тот же Совет Европы.

На протяжении всех трех десятилетий после завершения "холодной войны" организации первого типа (НАТО и ЕС) пытаются подчинить своей воле организации второго типа. В результате Совет Европы уже разрушен. ОБСЕ сотрясает до оснований. ООН кряхтит в беспомощности.

Очередная жертва захватнической политики Запада - Совет государств Балтийского моря, о выходе из которого вчера заявила Россия. В целом неплохая изначально структура, занимавшаяся экономикой, экологией, транспортной логистикой, межрегиональным сотрудничеством и коренными народами. Нейтральные до поры до времени Финляндия и Швеция балансировали организацию между ультранатовскими амбициями поляков и прибалтов и более ответственными подходами России и Германии. Увы, последние события окончательно превращают СГБМ в не более чем филиал НАТО в балтийском регионе, где России будут противостоять все остальные восемь государств, входящих в альянс и продвигающих там внешние интересы (не в последнюю очередь американские). И где нас будут принуждать к единству, а не пытаться вырабатывать общие и взаимоприемлемые подходы. Смысла в таком диалоге по определению больше не осталось. Увы. Пишу это с искренним сожалением.

Источник: Telegram-канал заместителя председателя Совета Федерации Константина Косачева