18.05.2022 01:15
Поделиться

Монументалисты России и Киргизии начали серию совместных проектов

Любовь Шкуратова
Необычный культурный проект стартует в республике. Российские и киргизские мастера изготовят для страны несколько памятников, которые, несомненно, войдут в число ее достопримечательностей. Одним из них станет бронзовый памятник Ташкулу Керексизову - известному в республике меценату, общественному и политическому деятелю. Таким образом будет увековечена память о человеке, основавшем культурные комплексы "Рух-Ордо" и "Аалам-Ордо", которые пользуются огромной популярностью у иностранных и местных туристов.

Памяти достойных

Инициатором проекта стал сам Иван Дубровин. Памятник Керексизову будет не первой работой отлитой в мастерской Дубровина для Киргизии. В 2018 году он создал композицию "Прощай, Гульсары!" по мотивам одноименного произведения Чингиза Айтматова. Иван Дубровин - поклонник творчества всемирно известного литератора. Кстати этот проект был осуществлен при поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и являлся даром киргизскому народу.

Также в его мастерской был выполнен монумент известного киргизского актера, народного артиста СССР Суйменкула Чокморова. А в прошлом году Иван Дубровин изготовил из бронзы точную копию статуи генерала Ивана Панфилова, установленной в столице Киргизии в честь легендарного военачальника еще в 1942 году. Эта его работа была посвящена 80-ти летию начала ВОВ. В течение 80 лет монумент ни разу не реконструировался и нуждался в экстренной реставрации, за которую и взялся российский мастер. Таким образом Иван Дубровин помог восстановить уникальный памятник, первый в СССР, который был посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Архитектором оригинального монумента был Василий Верюжский, скульпторами - Ольга и Аполлон Мануйловы, а также Исидор Фрих-Хар и Марк Эпштейн.

Еще одна работа Ивана Дубровина посвящалась основоположнику национальной научной школы хирургии, доктору медицинских наук Мамбету Мамакееву. Автором эскиза стал заслуженный скульптор Киргизии Садабек Ажиев. Другое детище Ивана Дубровина - памятник Чингизу Айтматову в сквере Русского театра драмы. И вот очередной проект.

Старт в гипсе

- Я лично встречался с Ташкулом Жанызаковичем трижды, - рассказал корреспонденту "РГ" Иван Дубровин. - Первый раз это было на выставке, которая называлась "Россия - Киргизстан". Тогда мы и познакомились. Он пригласил меня домой. Это был удивительный человек. Простой в общении, очень скромный и в то же время проницательный. У него была особенная черта - он мог найти в человеке много положительных качеств и помочь их реализовать. Когда же я впервые побывал в его детище - "Рух Ордо", - то получил столько позитивных эмоций, что они навсегда остались в сердце. Это не просто музей под открытым небом на побережье чудесного озера Иссык-Куль. Комплекс включает в себя десять мини-музеев, в их числе Дом-музей Чингиза Айтматова, Зал киргизского искусства и культуры, картинная и фотогалерея, "Беседка Саякбая Каралаева", "Сокровищница знаний" и пять часовен, каждая из которых отражает одну из мировых конфессий и служит доказательством того, что Бог един для всех. Также на территории комплекса расположены десятки скульптур, выполненных в самых разных техниках. Я подумал, что нельзя не увековечить память того, кто создал эту красоту.

Идеей Иван Дубровин поделился с семьей Ташкула Жанызаковича. По словам дочери мецената Аиды Керексизовой, предложение, поступившее от российского мастера, стало неожиданностью. Какое-то время близкие колебались. Как воспримут подобное в обществе? Тем более, что сам Ташкул Жанызакович при жизни был скромным человеком. Но в конце концов семья мецената согласилась. Конкурс на изготовление эскиза памятника объявили среди киргизских скульпторов.

- Признаюсь, выбрать оказалось очень сложно, поскольку все эскизы были достойны восхищения, - утверждает дочь мецената Аида Керексизова. - Было видно, что мастера вложили в работу душу. И самое главное, приятно осознать, насколько в стране почитают и помнят отца. Жаль, что он не дожил до начала реализации своего последнего проекта, который был связан с помощью детям трудовых мигрантов. Назывался он "Шам-Бала" - "Пламенный подросток" в переводе на русский.

Впереди работа

За основу памятника Ташкулу Керексизову взяли эскиз, выполненный заслуженным скульптором Киргизии Садабеком Ажиевым. Презентация работы - гипсового макета будущего монумента - прошла в Центрально-Азиатском представительстве "Российской газеты". Затем его торжественно передали Ивану Дубровину.

- Прежде чем приступить к работе, я всегда много размышляю, все взвешиваю, - рассказал корреспонденту "РГ" Садабек Ажиев. - Что касается памятника Ташкулу Керексизову, то здесь я трудился с особым вдохновением. Я ведь и сам несколько раз с ним встречался, когда был молодым. У него незабываемые черты лица. В них можно было увидеть его внутренний мир... Перед тем как приступить к работе над эскизом, я несколько раз посетил комплекс "Рух Ордо". Его возвели с нуля, на пустом месте, где было болото, а вокруг валялись огромные валуны. Попытался представить, о чем размышлял Ташкул Жанызакович, когда задумал не просто построить там грандиозный комплекс, но и создать центр культурного наследия. Решил, что будет правильно, если памятник запечатлеет начало той большой работы. Поэтому я изобразил Ташкула Жанызаковича наступившим одной ногой на камень, в рубашке с закатанными рукавами. Кстати, постамент будет не очень высоким, чтобы люди могли подойти и сфотографироваться с ним. Словом, хочу сделать его максимально близким к народу.

Как считает Садабек Ажиев, очень важно определить место, где установят памятник. Он должен не просто гармонично вписаться в уже существующий ансамбль, но и стать его продолжением. Ближе к сентябрю Садабек Ажиев как автор скульптуры вместе с архитектором комплекса приедет на место и определит точку, где установят монумент. Сейчас рассматривается два варианта. Либо памятник поставят у входа в комплекс "Рух Ордо", чтобы люди могли увидеть основателя музея под открытым небом, либо у юрты, которая в свое время служила рабочим кабинетом Ташкула Керексизова.