Что, если бы подобная организация существовала сейчас? По данным совместного исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и аналитического центра НАФИ, более половины россиян (58%) были бы готовы рекомендовать школьникам вступить в нее.
Такое решение граждане объяснили следующим образом: "Это воспитание детей, занимает их", - так ответили 23% респондентов. Ответ "хорошие времена, было интересно" выбрали 12% опрошенных, на собственный пионерский опыт сослались 9%.
Тем не менее примерно четверть россиян не готова рекомендовать школьникам вступать в подобные организации. Большая часть опрошенных, придерживающихся такого мнения, - жители Центральной России. Они считают, что такие организации остались в прошлом и не будут актуальны сегодня, а также придерживаются мнения, что вступление в них - личное дело каждого и рекомендации в этом вопросе неуместны.
Со словом "пионерия" у россиян связаны несколько ассоциаций. Прежде всего, "детство и юность" - так ответила пятая часть опрошенных. В числе других ассоциаций оказались "Советский Союз", "красный пионерский галстук", "школьник", "первый", "первопроходец", "детская организация", "пионерлагерь", "честность", "дисциплина", "идеология", "партия", "счастье" и "радость".
Конечно, у молодежи и респондентов старшего возраста восприятие пионерии кардинально отличается. Так, большинство пенсионеров (60+) называли по 3-4 ассоциации, связанные с позитивными эмоциями. А вот молодым людям в возрасте от 18 до 24 лет было сложно выразить хотя бы одну ассоциацию. Поколение постарше - от 25 до 35 лет - связывало пионерию исключительно с исторической памятью.
Наталья Агре, директор Института изучения семьи, детства и воспитания РАО:
- Чтобы выстроить системную работу по воспитанию, необходимо анализировать опыт, который есть в нашей стране. Пионерская организация была одним из сильных ресурсов по воспитанию в советское время. Результаты исследования говорят: память о Пионерии живет. Для науки это еще одно напоминание, что не нужно стесняться прошлого, его необходимо изучать и делать выводы.