Корреспондент "РГ" выяснил, какие новые возможности появятся у них этим летом.
Нынешний туристический сезон ознаменован тем, что за границу особо не поедешь по причине подорожавших туров, а юг России ожидаемо будет переполнен. Сергей Иванов, глава Комитета по туризму РТ, уверяет, что пришло время изучать свою республику и ближайшие регионы. Тем более что инфраструктура для отдыха становится с каждым днем лучше.
В Татарстане продолжает действовать программа "Тысяча и одно удовольствие", объединившая десять районов республики. На два дня вы можете отправиться в Великий Болгар, Богатые Сабы, Рыбную Слободу, Чистополь, Мамадыш, Арск, Камское Устье, Елабугу, Алексеевское или Кукмор.
Правда, в этом году поездка подорожала на 500 рублей, и цена ее теперь составляет 2700 рублей. В стоимость входит проживание в местной гостинице - одна ночь в двухместном номере, два обеда и завтрак и два дня экскурсий по программе. Бонусом станет поход в баню или на рыбалку. В каждом районе есть чему порадоваться и удивиться. При этом прекрасные выходные можно устроить себе в любой день недели.
Один из любимых видов отдыха - речные круизы. За два дня можно пройти из Казани в Болгары, за три дня еще в Елабугу и Чистополь или Самару и Тетюши. Путешествуют отдыхающие на фирменных теплоходах "Валерий Чкалов", "Федор Достоевский" и "Ф.И. Панферов". И как считает Сергей Иванов, это оптимальный вариант для корпоративных мероприятий и встреч старых и новых друзей.
Трендом этого сезона стал загородный отдых. В 2022 году в республике открыт уже 21 объект - глэмпинги, кемпинги, загородные комплексы и экоотели - для всех возрастов и на любой вкус.
Правда, цены кусаются, но, по словам руководителя Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма Фонда "Институт развития городов РТ" Оксаны Саргиной, как только глэмпингов станет больше, стоимость отдыха в них снизится, поскольку появится конкуренция.
Вариантов комфортного семейного отдыха огромное количество. Спа-процедуры, открытый бассейн с теплой водой, система "халяль". Можно пожить в юрте или прямо на ягодной плантации.
- Некоторые предприниматели стали разрабатывать программы пребывания туристов в глэмпингах, - говорит Саргина. - Отдыхающие хотят сразу получить распорядок дня с определенным набором развлечений. Хотят, чтобы с ними постоянно занимались различные специалисты - йогой, массажем, анимацией.
В июне планируется выпустить путеводитель по природным территориям республики, где будут отмечены лучшие природные локации и маршруты, доступные для всех жителей и гостей. В него войдет описание объектов и список мест, где можно перекусить и переночевать.
В конце июня в Казани наконец-то появится свой ретромаршрут. Пока составы на паровозной тяге будут ходить в Юдино и Свияжск.
- Мы уверены, что новый вид путешествий будет востребован. Жители обращались и к мэру Казани Ильсуру Метшину, и к начальнику Горьковской железной дороги Сергею Дорофеевскому с просьбой открыть такой маршрут в Татарстане. Многие хотят показать детям, как раньше выглядела железная дорога. Но для этого сегодня надо ехать в Москву, Питер или Воронеж, - рассказал корреспонденту "РГ" генеральный директор АО "Содружество" Азат Ахметшин.
Туристов будут возить в плацкартных и купейных вагонах с мягкими сиденьями. Чтобы пассажиры не заскучали в пути, будут показывать видеоролики, раздавать аудиогиды, с помощью которых можно будет подробнее узнать о местах, мимо которых проезжает поезд. Те, кто поедет в Юдино, обязательно посетят локомотивное депо, где можно будет сделать селфи прямо в кабине машиниста. А еще отобедают в доме отдыха локомотивных бригад и прокатятся по детской железной дороге.
Сначала пассажиров будет возить черный старинный паровоз, предназначенный для грузовых составов. Сейчас он стоит в Москве, где проходит техническую подготовку. Тянуть состав паровоз будет с небольшой скоростью - всего 50-60 километров в час.
- Мы планировали открыть и ретромаршрут из Казани в Йошкар-Олу, - говорит Азат Ахметшин. - Но там участок длиной в 140 километров. А данный паровоз может проехать без дозаправки не более ста километров. Да и путешествие в одну сторону заняло бы более трех часов. Какой бы увлекательной ни была поездка, находиться более семи часов в дороге утомительно. Поэтому пока пришлось отказаться от идеи.
В конце этого года в Казань после ремонта должен прийти красавец - пассажирский локомотив П-36, работавший в 50-е годы прошлого века. Недавно его сняли с постамента в Нижнем Новгороде и отправили в Москву на ремонт. После того как паровоз доберется до столицы Татарстана, появится и ретропутешествие в столицу Марий Эл.
Однако это не единственное нововведение "Содружества". Там уже провели несколько экскурсий под названием "Два вокзала". Маршрут рассчитан в основном на детей и подростков. Начинается он с экскурсии по вокзалу "Казань-1". Здесь гостям рассказывают об истории старинного здания и о принципах работы железной дороги.
Затем на пригородном поезде туристы отправляются в Международный аэропорт Казань. Там они посещают здание аэровокзала и знакомятся с работой его служб, проходя весь путь пассажира от регистрации до посадки в авиалайнер. Наблюдают за взлетом и посадкой самолетов, а также за процессом обслуживания воздушных судов. В программу входит фотосессия и питание на борту.
- На самом деле среди подростков немало тех, кто никогда не летал на самолетах и не ездил в электричках, - говорит Азат Ахметшин. - А тут есть уникальная возможность посмотреть, как работают аэропорт и железнодорожный вокзал, а также увидеть то, что обычным пассажирам недоступно.
Правда, пока из-за проведения специальной военной операции аэропорт временно приостановил подобные экскурсии. Но в "Содружестве" уверены, что уже скоро они возобновятся.
На новый сезон был даже запланирован специальный шоп-тур в Кукмор. Там расположены крупные производства: "Кукморский валяльно-войлочный комбинат", "Кукморский завод металлопосуды", "Кукморская швейная фабрика". Специально для туристов разработан маршрут поездки на электричке, включающий посещение данных объектов, где можно будет не только посмотреть, как это все производится, но и что-нибудь прикупить по ценам изготовителя.
Компания продолжает интермодальные перевозки в Свияжск. Сразу по прибытии на железнодорожную станцию пассажиров будет ждать автобус, который и увезет их на остров-град. Пока из 12 пар ходит только одна пара электричек. Из Казани удобнее всего выехать в 10.27, на станции Свияжск пересесть на автобус, отправляющийся в 11.55. В обратном направлении автобус поедет с острова в 16.00, пересадка на поезд в 16.44.
Туристы могут приобрести в пригородных железнодорожных кассах единые билеты на посещение шести музеев Свияжска по специальной цене. По словам Ахметшина, на сегодняшний день его компания пытается договориться с местными частными перевозчиками, чтобы все дневные электрички могли состыковаться с автобусами.
Тем временем
В Приволжском федеральном округе организованы путешествия на специальных туристических поездах под общим брендом "Яркие выходные в Приволжье". В июле будет открыт маршрут Казань - Нижний Новгород - Киров - Ижевск. Раньше туристические поезда в Казань отправлялись в основном из Москвы, теперь же добавились составы из Пензы, Саратова, Нижнего Новгорода и Чебоксар.