С Нижним Новгородом знаменитого режиссера связывают как минимум два периода его жизни: пять лет учебы на переводческом факультете Горьковского иняза и натурные съемки фильма "Жмурки". В прошлом году на задании главного корпуса вуза появилась памятная доска, которую открыл президент традиционного кинофестиваля нового российского кино "Горький fest" Михаил Пореченков. А в этом - в честь 25-летия выхода на экраны знаменитого "Брата" и накануне дня памяти режиссера (он умер 18 мая 2013 года) - прошел однодневный "Балабанов-фест".
Кинокритик Алена Солнцева считает, что Алексей Балабанов стоит у истоков создания постсоветской мифологии. Ему удалось совместить возможности авторского и жанрового кино. Именно поэтому его фильмы легко смотреть, даже если происходящее на экране вызывает неприятные эмоции. Особенно это стало заметно сейчас, когда по известным обстоятельствам "Брат" и "Брат 2" снова с успехом демонстрируются на экранах российских кинотеатров.
Кинокритик Михаил Трофименков уверен, что в общественном сознании эти картины трансформировались в нечто большее, чем задумывал режиссер, потому и стали культовыми.
К слову, основными посетителями мероприятий однодневного фестиваля были молодые люди, родившиеся в 90-е и позже. Для них реалии балабановских фильмов - далекое прошлое. Музыкальный критик и публицист Максим Семеляк предположил, что еще одно продолжение "Брата" невозможно было снять даже Балабанову - вместе с героем кончилось и его время.
Между тем
Примерно то же самое сказал корреспонденту "РГ" и актер Виктор Сухоруков, сыгравший киллера по кличке Татарин - брата Данилы Багрова: "Я приходил к Балабанову и предлагал идею третьего "Брата". Он мне сказал: "Я этого делать не буду, потому что не знаю этого времени".