В мире за короткий, но яркий век искусства символизма было создано всего три знаменитых парка: Регалейра в Португалии, Гюэль под Барселоной в Испании и Новый Кучук-Кой в Крыму.
Окрестностями поселка Кучук-Кой восхищался Антон Чехов. В начале прошлого столетия участок здесь приобрел меценат Яков Жуковский. Для работы над парком, который должен был вписаться в местный ландшафт, он пригласил ставшего знаменитым после нашумевшей в Москве выставки "Голубая Роза" художника Павла Кузнецова и его единомышленников. Кузнецов создал фрески и золотисто-сине-зеленые майолики, Александр Матвеев - скульптуры, украсившие парк, а Петр Уткин - картины, которые запечатлели всю эту красоту. Одно из керамических панно с изображением Ангела было выполнено по эскизу также бывшего саратовца Михаила Врубеля.
По замыслу создателей парк должен был стать Садом Вечной Весны и в то же время напоминать о Райском Саде. Одна из достопримечательностей - длинная лестница Иакова. Необычно, что при взгляде снизу этой лестницы вверх был виден не усадебный дом, как в большинстве крымских дворцов и вилл, а горы и небо. Большой цветник в парке был выполнен в виде лепестков розы, а в сумерках роза становилась голубой. Так творцы парка зашифровали и собственный символ.
Во время Великой Отечественной войны большинство статуй было повреждено. Еще больший ущерб парку причинили в 2000 годы, когда он оказался в руках безответственных владельцев. Из всех скульптур уцелели лишь барельефы на скалах, по-видимому, просто потому, что их нельзя было украсть. Тем не менее многое сохранилось, в том числе основное здание усадьбы, хотя уже 30 лет после пожара оно не используется.
В 2019 году по инициативе Бориса Соколова в московском музее-заповеднике "Царицыно" прошла выставка "Сады Серебряного века", которая привлекла общественное внимание к судьбе парка в Кучук-Кое. Под опубликованным тогда обращением стоят подписи и саратовцев: руководителя культурного центра Гектора Баракки Игоря Сорокина и хранителя музея-усадьбы Борисова-Мусатова Элеоноры Белонович.
- Выставка эта была, возможно, параллелью, а быть может, и подтолкнула к изъятию участка у недобросовестного собственника, который за 20 лет так и не отреставрировал дом Жуковского, зато построил там себе виллу, - рассказывает Борис Соколов.
Вскоре к ученому обратились за консультациями организаторы работ по возрождению Нового Кучук-Коя. Сейчас восстановление парка ведется под руководством сотрудников Русского музея, Российской Академии художеств и правнука создателя усадьбы Петра Жуковского.
Свою биографию Павел Кузнецов начинал со слов: "Родился в Саратове, в семье садоводов". Как утверждал художник, первые его осознанные воспоминания связаны с яблоневым садом дедушки, солнцем, встающим над Волгой.
Сады как физические объекты и сад как философский образ стали постоянной темой его творчества.
Рядом в Саратове выросли его друзья. Семья художника Петра Уткина жила на склоне Соколовой горы, напротив дома Кузнецовых. Точный адрес дома детства Александра Матвеева неизвестен, но примерное место - в трех кварталах от музея в районе перекрестка улиц Соборной и Кузнечной.
Примечательно, что до сих пор имя одного из лучших скульпторов нашей страны на карте родного ему города никак не отмечено. Восполнить этот недочет, по мнению искусствоведов, могло бы устройство сквера Александра Матвеева как раз на этом перекрестке, где освободилось место после сноса старых домов. Создатель Дома-музея Павла Кузнецова Игорь Сорокин и его единомышленники мечтают воссоздать здесь уголок крымского парка с Домом садовника, где, например, мог бы разместиться центр детского творчества. Тем более что по рельефу склон Глебучева оврага напоминает окрестности Кучук-Коя.
А Борис Соколов предлагает устроить здесь "Голубой фонтан" со скульптурой работы Матвеева и плакучими ивами. Фонтан мог бы стать живым воплощением самой известной картины Кузнецова и новым символом Саратова.
Кроме того, тогда окончательно сложится туристический маршрут от музея Радищева через сквер Матвеева к дому-музею Павла Кузнецова. Слово теперь за областной и муниципальной властью.
С Борисом Соколовым мы разговаривали в беседке под сенью цветущих яблонь в саду дома-музея Павла Кузнецова в Саратове. Здесь растут старинный саратовский сорт яблок мальт багаевский, белый налив и легендарное "павлокузнецовское" черное дерево.
По словам Бориса Михайловича, недавно он закончил работу над книгой "Сады Серебряного века: литература, живопись, архитектура".
- Это книга об образе сада в пространстве культуры. Наверное, каждый третий дом в Саратове эпохи модерна несет этот образ в своем декоре. В поэзии символизма тоже повсюду сады, зачастую запретные, греховные или, по выражению Александра Блока, "небесные", - рассказывает искусствовед.
После Саратова Борис Соколов отправился в Хвалынск. Говорит, что последний раз был там двадцать лет назад, хочет повидать старых коллег и друзей. А еще встретить рассвет на одной из местных гор. Поэтому приехал ко времени, когда там цветут сады.
Как рассказывается в книге Игоря Сорокина "ДОМ - лаборатория: САД. ПАРК. СТЕПЬ", Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев дружили с детства. В молодости Петр и Павел на лодке по Волге совершили путешествие в Симбирск. Кузьма Петров-Водкин, еще один их товарищ по Саратовскому художественному училищу, из-за внешнего сходства прозвал друзей Дон Кихотом и Санчо Пансой.
В Саратове молодые художники получили заказ на роспись церкви Казанской иконы Божьей Матери. Интересно, что у настоятеля церкви работа живописцев возражений не вызвала. Однако местные обыватели возмутились отступлением от канонической иконописи, которое допустили художники. Росписи замазали.
Павел Кузнецов был, можно сказать, "анти-музейным человеком": выбрасывал письма, не вёл дневников, не составлял архива. Личных вещей почти не сохранилось. Всё, что удалось найти, умещается в одной комнате. В том числе билет на первую в стране выставку символистской живописи "Алая Роза", которая в 1904 году прошла в Саратове (билет чудом был обнаружен под половицами мастерской). Здесь же "видео-скульптура" - единственная кинохроника, на которой запечатлён Павел Кузнецов, демонстрируется в замедленном режиме, приближенном к фотосъемке.
На втором этаже музея недавно была открыта экспозиция "Сад", придуманная художником Алексеем Кашаниным. Войдя в комнату, посетитель как бы попадает во внутреннее пространство картины Павла Кузнецова "Весна. Чигирь" - в цветущий яблоневый сад. Добивается такого ощущения художник сочетанием целого ряда визуальных, тактильных и звуковых эффектов. В комнате мягкий белый пол, на который можно даже прилечь, и лабиринт из подвешенных к потолку реек-лучей, выкрашенных в светлые и нежные цвета кузнецовской картины. Динамики передают запись птичьих голосов из Бабушкина сада, который возделывал полтора века назад дед художника Илларион Бабушкин. Сад сохранился до сих пор.
- Здесь можно находиться с друзьями или размышлять и мечтать в одиночестве, - говорит заведующая домом-музеем Ольга Бельская.
В настоящее время в доме-музее художника нет ни одной его работы, можно рассматривать только видеоизображения картин. Однако ситуация изменится, когда рядом будет открыта картинная галерея. Сейчас на средства, привлеченные председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным, разрабатывается ее проект.
- В Саратове в Радищевском музее хранится самая большая в мире коллекция картин Павла Кузнецова и возможность их экспонировать станет настоящим подарком для города, - говорит Ольга Бельская.
Однако подарок может оказаться еще более значимым. Известные московские коллекционеры Валерий Дудаков и Марина Кашуро готовы передать в Саратов свое знаменитое собрание работ символистов, с картинами Сапунова, Судейкина, Врубеля, Сарьяна, Уткина, ранними работами Павла Кузнецова. Однако владельцы выдвинули условие - коллекция должна быть выставлена не в уже существующем музее, а в новом отдельном здании. Этому требованию как раз будет соответствовать картинная галерея.
Борис Соколов, профессор РГГУ, специалист по садово-парковому искусству:
- Эпоха символизма и стиля модерн, при всей свойственной им безумной жажде оформлять и обнимать жизнь, в садовом искусстве себя трагически не проявила. Когда заказы были, рождались потрясающие ансамбли, но заказов этих почти не было. Потому что богачи могли купить любую старинную усадьбу. Даже культурнейший человек Савва Иванович Мамонтов просто купил усадьбу Аксаковых. А многие строили откровенно эклектические, нехудожественные, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение, буржуазные замки. Такая ситуация была не только в России, но и в Европе.
В Испании гениальный Антонио Гауди единственный раз в жизни получил заказ, причем на строительство коммерческого проекта, как сейчас бы сказали, коттеджного поселка. К счастью, инвестор вовремя понял что из этой затеи прибыли не будет. В итоге получился парк Гюэль - пейзаж, где видишь, как архитектура звереет, обрастает шерстью, уходит в джунгли.
Еще один пример - имение на горном склоне парк Регалейра в Португалии. Это португальский символизм с итальянским акцентом. Вся сила в том, что внизу сад выглядит обычно, но чем дальше ты идешь, тем больше тебя охватывают и обступают искусственные скальные проходы, дыры, подземелья и, наконец, ты оказываешься на дне колодца, как будто в мифическом пространстве. Люди там впадают в какой-то экстаз.
В Российской империи единственный по-настоящему ярко художественный сад с особым настроением, с единой программой, которую определяли буквально два-три человека, работавших вместе, как раз и есть Новый Кучук-Кой.
Ранее в Крыму ничего подобного не было. Были обычные буржуазные сады - при Юсуповском дворце в Кореизе, при Ливадийском дворце.
Небольшой по величине парк потрясает, потому что это сад поэтического настроения. Садовое искусство - террасы, извилистые дороги, которые идут то вверх, то вниз, то вбок, получает там два могучих дополнения: это майолики -целые картины Кузнецова и статуи Матвеева.
Скульптор создал сюиту сна и пробуждения мальчиков, похожих на юношей, или юношей, еще похожих на мальчиков. А рядом с ними девушки, которые то ли создание мечты, то ли реальные волнующие спящих существа. У Пастернака есть выразительная строчка об этом: "И сердца мужеского сжатье..."
Свои статуи скульптор выполнил не из мрамора, а из инкерманского камня, кремового по цвету известняка. Ведь эффект тем сильней, чем грубей и проще материал.
И вот в таком парке, обнимаемом садом настоящим и садом из блестящих ярких майолик, вдавленных в белую штукатурку, возникает вибрация, перекличка образов, которую невозможно не заметить. И мы понимаем, что перед нами настоящее произведение искусства.
Очень скоро эта дача превратилась в то, что на Западе называют художественной колонией. В Доме садовника жили художники, писатели.
Еще одна трагическая и трогательная история. Во время войны все статуи были повреждены, и ученики Матвеева сделали их копии из мрамора. Они, к сожалению, пропали. Но поскольку есть гипсовые модели, которые сохранил сын одного из учеников, есть материалы в Русском музее, все это можно воссоздать. И я верю, что шедевр будет воссоздан.
Игорь Сорокин, руководитель культурного центра Гектора Баракки:
- Сады символизма для развития туризма в Саратове - важнейшая тема. У нас нет Мамаева кургана, как в Волгограде, или таких монастырей, как в других городах. Зато у нас были художники-символисты и есть живописная традиция, нигде не повторяющаяся. На этом и нужно строить туристическую привлекательность. Ведь Саратов - колыбель "Голубой Розы".