18.05.2022 08:30
Поделиться

Внедрят ли в Уфе культуру выгула собак

Прогулка с собакой не должна доставлять неудобств ни владельцу, ни окружающим, ни самому домашнему питомцу. Но так, увы, бывает далеко не всегда. Особенно если говорить о чистоте.
Петр Коннов/РГ

С глаз долой!

Не все хозяева животных убирают за собаками, хотя такая обязанность закреплена за ними как в ФЗ N498 "Об ответственном обращении с животными", так и в "Правилах благоустройства территории" - в Уфе данный документ утвержден горсоветом 23 июня 2020 года. Сколько скандалов возникает на этой почве между "собачниками" и их оппонентами - не счесть. К счастью, тех, кто ликвидирует следы жизнедеятельности своих питомцев в любую погоду, с каждым годом становится все больше. Им и самим неприятно видеть загаженные улицы, хотя дело не только в эстетике. Превращать общественные места в собачий туалет небезопасно и для самих животных. Они запросто могут заразиться друг от друга, понюхав экскременты.

Но убрать за питомцем - это только полдела. Куда девать мешочек с отходами? Специальных урн нет, значит, путь один - в контейнер для сбора ТБО, содержимое которого затем перекочевывает на полигон. Много ли в том проку?

Хозяйка померанского шпица Марина рассказала по секрету, что перестала убирать за своей собакой, когда представила, как полиэтиленовый мешочек с собачьими экскрементами, который она выбросит, будет лежать на свалке.

- Разве смысл только в том, чтобы убрать это с глаз долой, а что дальше - кто-то подумал? Все говорят об экологии, но здесь ею и не пахнет, - выразила она позицию многих "собачников". - Раз это отходы, то их надо как-то утилизировать, отделяя от всего остального.

С чего-то надо начинать

Начало процессу "окультуривания" собачьих прогулок положил уроженец Башкирии, предприниматель Юлай Гиниятов. 11 лет назад, еще живя в Новосибирске, он запустил производство дог-боксов, собачьих урн.

Юлай - вовсе не владелец собаки, а представитель "другой стороны". Заняться проблемой его заставила неприятность - как-то наступил в собачью кучку и задумался: "Почему никто ничего с этим не делает?"

Начал изучать вопрос и выяснил, что проблема характерна для всего мира. Она повсюду, где есть плотная городская застройка. Например, в Нью-Йорке - одном из самых густонаселенных городов земного шара не тратят денег на обустройство площадок выгула собак и сбора их отходов. Все под ногами. Такая же картина в других столицах. Точечные решения имеются в провинциях, но это не системное явление, а спорадическое - появляется и затухает. Между тем владельцы собак вовсе не против того, чтобы их прогулки с питомцами не наносили никому вреда - сделайте инфраструктуру, и мы будем убирать, говорят они.

Инфраструктура как раз и начинается с дог-боксов. Юлай Гиниятов основал первую и пока единственную не только в России, но и за ее пределами компанию, которая их производит. Дог-боксы представляют собой специальные устройства, состоящие из двух контейнеров. Верхний предназначен для одноразовых мешочков из полиэтилена толщиной в пять микронов, а нижний - для них же, но уже использованных. Причем дворнику не надо выгребать это добро - все попадает в большой мусорный пакет, который надо вынуть целиком.

Конструкция нехитрая, но прежде чем получить оптимальную, было сделано восемь опытных образцов. Учитывались отзывы владельцев собак, коммунальщиков. Главное ведь удобство пользования и обслуживания.

Первыми интерес к дог-боксам проявили власти Абакана в 2015 году. Они закупили их для установки во всех парках города. Затем начинание распространилось по стране. Сейчас дог-боксы есть по меньшей мере в 12 городах России.

Дальше - больше

Культура выгула собак потребовала создания настоящей экосистемы, которая включает в себя дог-посты, прогулочные площадки со шлюзом и, не удивляйтесь, создания генетической базы собак с программным обеспечением и мобильного приложения для собаководов. Если последние две позиции - дело будущего, то все остальное уже реальность.

Дог-посты - решение для кобелей, которые метят все, что по дороге, очерчивая территорию своего влияния. Зимой - снег, отчего он становится желтым, в остальные сезоны - деревья, заборы, углы строений. Этим инстинктом, как выяснилось, можно управлять. Например, установив на площадке для выгула столбики разной высоты, которые однократно обрызганы специальной жидкостью. У жидкости два запаха - привлекающий собак и отпугивающий. Практика нескольких городов показала, что это эффективно. Один раз пометив такие столбики, собаки в следующую прогулку останавливаются именно там.

- Оказалось, что если все сделать в комплексе - создать инфраструктуру, пропагандировать культуру выгула собак, то люди начинают убирать за своими питомцами, - рассказывает Юлай Гиниятов.

Все это прекрасно, скажет читатель, но куда же девают содержимое дог-боксов? Какой смысл вываливать его на полигоны ТБО?

- Об этом я тоже думал и разработал компостный реактор для собачьих отходов. Пока есть опытный образец. В него встроен модуль для разрыва пакетов. Полиэтилен удаляется в одну сторону, просушивается и идет на изготовление полимерно-песчаной смеси, из которой производится тротуарная плитка. Биологические же отходы после обеззараживания используются для изготовления компоста, на котором можно выращивать помидоры и огурцы, - рассказал Юлай Гиниятов. - В итоге получается безотходное производство.

Теперь и в Уфе?

Два года назад он переехал в Уфу и намерен прививать культуру выгула собак жителям столицы Башкортостана. Прежде всего - создавать инфраструктуру.

Сделать это непросто. Закупать дог-боксы местные власти не хотят, отговариваясь нехваткой денег. Но ведь в республике реализуется программа "Башкирский дворик". Почему бы не включить в нее и установку дог-боксов - глядишь, и город станет чище. Если создать условия, то можно спрашивать с "собачников" выполнения законных требований.

Но для этого необходима заинтересованность городских властей. Ведь дог-боксы должен кто-то обслуживать.

В Уфе инфраструктура для выгула собак появляется с трудом. Пока дог-бокс есть только в микрорайоне "Яркий". Будем надеяться, что это лишь начало.

В миллионном городе они нужны в каждом дворе, как площадки для выгула - в каждом микрорайоне. Юлай Гиниятов готов строить их сам, с привлечением инвесторов.

Площадка, к слову, должна состоять из двух частей - одна для собак маленьких пород, другая - для средних и крупных. И вместо калитки установить шлюз, чтобы, когда одна собака заходит, с площадки не выскочила другая. Это опасно, может угодить под машину.

Площадок для выгула в Уфе единицы, и пользуются ими только живущие рядом собаководы. А вот если их будет много, то даже за плату они станут востребованы. Деньги ведь пойдут на содержание этих мест в порядке - на дворников, ремонт сооружений, видеонаблюдение.

Юлай Гиниятов инициировал разработку генетической базы собак. Формироваться она будет из образцов слюны животных, у которых есть владельцы. Все четвероногие получат генетические паспорта. Это, по мнению предпринимателя, наведет порядок в деле учета и регистрации, поможет определить, кто не убрал за своей собакой, чья собака напала на человека и укусила, какой хозяин выкинул на улицу питомца, и он бродит неприкаянный. Так появится основание для наказания недобросовестных владельцев. Конечно, чтобы воплотить задумку в жизнь, необходимо внести изменения в законы. Да и толку от генетической базы не будет, если не подойти к вопросу комплексно.

- Например, продавать собак только через питомники. Их надо вывести из серой зоны, дать возможность зарабатывать и таким образом формировать рынок. Собаки должны быть дорогими, это необходимо, чтобы человек чувствовал ответственность. Мы разрабатываем специальное программное обеспечение, которое можно интегрировать в госуслуги. Хотите щенка - заходите на портал, регистрируетесь, выбираете на карте, где его купить, проходите обучение, доказывая, что можете содержать животное, и только после этого процесса получаете возможность приобрести домашнего питомца, - разъяснил свою идею Юлай Гиниятов.