Елена Яковлевна, вы работаете в отделении патологии беременности больше тридцати лет. Как за это время изменилась медицинская помощь? И почему врачи говорят о парадоксе: технологически медицина мощно шагает вперед, а здоровье будущих мам все хуже?
Елена Хальзова: Да, я пришла в областную больницу 32 года назад. Из тех, кто практически стоял у истоков, сейчас в нашем отделении три человека: Людмила Михайловна Филичкина, Наталья Тимофеевна Стрельцова и я.
Медицинская помощь, действительно, очень изменилась за последние десятилетия, были приняты важные организационные решения. Сейчас маршрутизация пациентов определяется в зависимости от тяжести акушерских осложнений и экстрагенитальной патологии. Нормой стало тесное взаимодействие с врачами смежных специальностей, появились единые клинические рекомендации, а для определения тактики ведения беременных проводится перинатальный консилиум.
Почему же тогда растет число заболеваний?
Елена Хальзова: Изменились подходы к диагностике. Например, когда я только начинала работать, то беременным намного реже, чем сейчас, ставили такой диагноз, как гестационный сахарный диабет, то есть нарушение углеводного обмена во время беременности. Почему таких пациенток стало больше? Отчасти из-за неправильного питания, из-за экологических проблем. Но еще и потому, что критерии диагностики диабета за это время стали более жесткими. Сейчас врачей настораживает, если в крови у беременной выявили сахар больше 5,1 ммоль/л, (хотя для обычного человека это норма). Такую пациентку осматривает эндокринолог, ей назначается корректирующая диета, а если необходимо, проводится инсулинотерапия.
Кстати, раз уж мы заговорили о сахарном диабете, то как раз здесь хорошо видно, как медицина серьезно меняет качество жизни пациентов к лучшему. Сейчас подавляющее большинство пациенток беременность вынашивает благодаря тому, что появились новые методики лечения. В повседневную практику внедрены тест-системы самоконтроля за уровнем гликемии и кетонурии (Прим. ред.: наличие в моче кетоновых (ацетоновых) тел) применяются индивидуальные шприц-ручки для инсулинотерапии, помповая инсулинотерапия. Да, эти пациентки входят в группу высокого риска, однако сегодня перинатальные исходы можно улучшить.
То есть возможностей для материнства стало больше?
Елена Хальзова: Безусловно. Благодаря медицинской науке многие получили возможность иметь детей. Женщины без двух маточных труб вынашивают беременность после ЭКО. Женщины, которые не имеют своих яйцеклеток, вынашивают беременность с донорской яйцеклеткой. Можно даже использовать полностью донорский материал - и такие пациентки у нас бывают.
Реальная возможность родить ребенка появилась у женщин со сложными хроническими заболеваниями. Сейчас рожают даже после пересадки органов.
А резус-конфликтные беременности? Раньше они были серьезной проблемой.
Елена Хальзова: Сейчас проводится их профилактика: на определенных сроках женщине вводится антирезусный иммуноглобулин, обычно это позволяет избежать резус-конфликта матери и плода. Если конфликт все-таки случается, то по показаниям проводится внутриутробное внутрисосудистое переливание крови плоду. В областном перинатальном центре такой методикой владеет заведующий родовым отделением Саргис Мхитарович Хачатрян. Цель процедуры - лечение гемолитической болезни плода и пролонгирование беременности.
Сколько родов принимают в перинатальном центре в сутки?
Елена Хальзова: От десяти до двадцати и более. После того как в феврале прошлого года открылось новое здание, за год мы приняли около четырех тысяч родов - это почти вдвое больше, чем в предыдущем. Хотим выйти на пять тысяч родов в год.
Сейчас мы стремимся к тому, чтобы в Новосибирской области все беременные женщины, имеющие акушерские осложнения, патологию плода или сложные сопутствующие заболевания, рожали в областном перинатальном центре, поскольку у специалистов ОПЦ есть опыт работы с такими пациентками. Наше отделение так и называется - отделение патологии беременности, его специально создавали, чтобы снизить риски невынашивания беременности и акушерских осложнений.
Вторая причина: наш перинатальный центр входит в состав областной больницы, это многопрофильная клиника, в которой есть мощная лаборатория, современное диагностическое оборудование, очень сильная служба анестезиологии и реанимации. Мы работаем в связке с хирургами, терапевтами, педиатрами, для нас междисциплинарное ведение пациента - нормальная практика.
Вот, буквально только что доктора доложили о состоянии беременной женщины с бронхиальной астмой, мы будем наблюдать ее совместно с врачом-пульмонологом, чтобы скорректировать основное заболевание.
Приходится ли выполнять роль психолога или даже психотерапевта?
Елена Хальзова: Да, и достаточно часто. В нашем отделении, наверное, больше всего с женщинами и разговаривают. Нас в свое время этому научила Нелли Михайловна Лопушинская, она заведовала отделением с 1982 по 2016 годы. Будущие мамы часто находятся в состоянии тревожности, к нам ведь поступают те, чья беременность протекает не совсем гладко. Мы стараемся их успокоить, все объяснить. Если выявляются пороки плода, приглашаем неонатологов, которые потом будут вести новорожденного, все проговариваем.
Вопрос доверия пациента врачу всегда важен, и большинство пациенток к нам прислушиваются, но, к сожалению, бывают досадные случаи. Вот сегодня женщина ушла с отказом от госпитализации: "Мне срочно нужно домой..." А дом - в Венгерово. У нее многоплодная беременность, выявлены очень серьезные проблемы и требуется наблюдение в условиях стационара. Все это мы сказали на консилиуме, она получила всю информацию - но собирается и уезжает домой. "В Венгерово хорошие врачи", - говорит. Конечно, хорошие, но у нее детки-то недоношенные, один из них с пороком развития. В Венгеровской больнице им не смогут оказать помощь, потому что там нет специализированных отделений для выхаживания таких малышей. Но женщина нас не послушала, а мы не можем идти против желания пациента.
Как вы относитесь к тому, что женщины стали поздно рожать?
Елена Хальзова: Молодые тоже рожают. Но действительно, есть тенденция - многие женщины рожают в зрелом возрасте. У нас недавно была роженица 47 лет. Сейчас мы не акцентируем внимание на возрасте, даже в клинических протоколах возрастные рамки не указываются. Одна из причин - распространение вспомогательных репродуктивных технологий. Широко используется процедура ЭКО, и ее часто применяют возрастные женщины. Там есть свои сложности, тем не менее рожают и после пятой, и после шестой попытки ЭКО. У нас есть опыт, когда женщина после восьмой попытки ЭКО доносила беременность до 38 недель и родила здорового ребенка - сейчас мальчику уже семь лет.
Что вы посоветуете тем, кто хочет стать матерью?
Елена Хальзова: Обследоваться перед тем, как планировать беременность. Совместно с партнером как минимум посетить терапевта, сдать анализы, исключить инфекции, передающиеся половым путем. А если уже были неудачные беременности, то посетить врача-генетика.
Справка "РГ"
Отделение патологии беременности как самостоятельное подразделение появилось в областной больнице в 1977 году - 45 лет назад. Сейчас отделение входит в состав областного перинатального центра (ОПЦ). Всего в структуре перинатального центра областной больницы - десять отделений.