18.05.2022 08:06
    Поделиться

    Роспотребнадзор: Управляющие компании не имеют права заставлять жильцов страховать квартиры

    В последнее время участились случаи, когда управляющие компании настойчиво предлагают жителям многоквартирных домов вносить платеж добровольного страхование квартиры одновременно с ежемесячной оплатой жилищно-коммунальных услуг. Если договор страхования не заключен - это недобросовестная практика, предупредили в Роспотребнадзоре.
    Валерий Матыцин/ ТАСС

    На практике это выглядит так: в почтовые ящики жильцов раскладываются "информационные письма", содержащие оферту - предложение заключить договор страхования имущества. После чего, уже на следующий месяц приходит квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже содержащая строку "добровольное страхование".

    И если потребитель оплатит все услуги, указанные в квитанции, включая платеж за страховку, то считается, что владелец квартиры согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.

    Такая практика является нарушением принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", - сообщили сегодня в Роспотребнадзоре.

    "Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома", - пояснили в ведомстве.

    Этой позиции придерживается и Верховный Суд России, который указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке "услуга добровольное страхование" определенной страховой компании, выходит за рамки своих полномочий. Такая практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления многоквартирного дома и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, и является навязыванием услуги.

    "С учетом изложенного, Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем это не превращалось для них в финансовые потери", - говорится в сообщении ведомства.

    Справка "РГ"

    В каких нормативных документах проговаривается порядок заключения договора добровольного страхования жилья:

    1. Статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    2. Статьи 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    3. Положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

    4. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в определении от 23 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019.

    Поделиться