Ольга Юрьевна, какой бэкграунд пионерия оставила современной молодежи?
Ольга Васильева: Переоценить вклад, который внесла пионерия в развитие Советского Союза, становление его граждан, невозможно. Все чаще звучат ностальгические воспоминания о ней, и это неслучайно. Для многих поколений пионерский лозунг, символика, поездка в летний лагерь - самые светлые воспоминания. Советские пионеры искренне верили в ценности и идеалы организации, дружба, труд и взаимопомощь не были для них пустым звуком.
Что касается дня сегодняшнего, несмотря на то что уже несколько поколений выросли в отрыве от непосредственно пионерской идеологии, наши крупнейшие детские центры продолжают использовать те наработки, которые применялись в советских летних лагерях, продвигать те же ценности, объединять ребят из разных концов страны.
Возможно ли возрождение пионерии?
Ольга Васильева: Нам нужно для начала задуматься о том, а есть ли необходимость в том, чтобы возродить именно пионерию? Сегодня очень важно не повторять ошибок прошлого. Собрать все лучшее, что было, и вместе с тем двигаться вперед.
Наверное, о каждом поколении говорят: "они другие, они не похожи на нас". Но я глубоко убеждена: меняются не столько сами дети, сколько условия, в которых они растут. Ребята все также любят родителей, дружат в школе, получают "пятерки" и "двойки"… Все чувства, эмоции, причины для переживаний остаются прежними, меняются лишь условия. В чем-то, я уверена, растущие в цифровом мире современные дети лучше нас.
Анализируя то, какие они, что им нужно, чего им не хватает, можно думать о детской общественной организации, которая поможет им самореализоваться, почувствовать свою причастность к большому и важному общему делу. А будет ли она называться пионерской организацией, движением школьников, получит какое-то метафорическое название - не столь важно. Важны идеи и ценности, которые она будет нести.
Но сегодня нет недостатка в различных кружках, секциях, волонтерских обществах. Нужно ли еще одно?
Ольга Васильева: Мальчишки и девчонки во все времена хотят общаться со сверстниками, воплощать в жизнь свои мечты, пробовать свои силы в самых разных сферах. Именно в школе дети начинают искать свое место в жизни, а детские организации помогают ребятам в этом. Для кого-то это туризм или спорт, волонтерство, для кого-то театр, литература или экология в школьном клубе.
Сегодня мы переосмысляем многие вещи, ищем новые пути развития детских объединений. Кружки и волонтерские общества все-таки не дают такого масштаба, как объединение, у которого представительства в каждом уголке страны. Совершенно бесценно то ощущение единения со всей страной, которое ребята могут получить в рамках всероссийского юношеского движения. Такое объединение будет работать в том числе на укрепление единого образовательного пространства в России: меняя школу, переезжая в другой город, наш юный гражданин получит возможность всегда найти на новом месте представительство своего движения.
Кроме того, чем крупнее организация, тем больше тематических направлений работы позволяют реализовать ее ресурсы, дать поддержку большему числу ребят, увлечь тех, кто еще не нашел себя в профильных кружках или секциях.
Что может стать основой общероссийской детской организации?
Ольга Васильева: В основу, конечно же, должно лечь воспитание как управление процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий. А детская организация - одно из важных условий. Это очевидно.
У нас есть прекрасные примеры детско-юношеских движений - Российское движение школьников, "Юнармия", "Большая перемена". Они показывают, что у нашей молодежи есть потребность в том, чтобы реализовываться в самых разных сферах - спорте, культуре и искусстве, гражданском активизме. И нужно дать им эту возможность, сохраняя один из главных принципов - участник должен иметь возможность заниматься тем, что ему нравится, в безопасной среде, чувствовать поддержку.
С 1 сентября в начальной школе начнется историческое просвещение. Как это должно быть, нужно ли подготовить к этому педагогов?
Ольга Васильева: Историческое просвещение в младших классах вполне укладывается в ту программу, которая сегодня уже есть: в начальной школе ученики с первых дней вовлекаются во внеурочную деятельность. И именно в рамках этой работы классные руководители проводят занятия с ребятами, в доступной и интересной форме знакомят их с важнейшими для нашей страны событиями.
На мой взгляд, во многом наши учителя уже готовы к этой работе. В последние годы сильно возросла важность личностных результатов обучения, и педагоги уже работают на формирование внутренней позиции личности и мировоззрения маленького гражданина, усвоение им базовых для российского общества ценностей. В школе этот процесс начинается уже с первых дней обучения, и историческое просвещение является важной его составляющей. Это не только классные часы, но и походы в музеи, театры, подготовка и проведение торжеств к государственным праздникам, историю которых можно рассказать ребятам в доступной и интересной для них форме. При этом очень важен не формализованный подход: необходимо вовлекать ребенка в историю его родной страны и родного края эмоционально. Это даст куда больший результат.,