На отечественные площадки обратил также внимание малый и средний бизнес. По данным АКИТ, с начала года индивидуальных предпринимателей, занятых в интернет-торговле, стало почти на 2,7 тыс. больше (всего ИП в e-commerce на сегодня - 33,7 тыс). Мелким предпринимателям просто пришлось переключиться с заблокированных иностранных соцсетей на российские соцсети и маркетплейсы, требующие более формального подхода при регистрации.
По данным Brand Analytics, число авторов в "ВКонтакте" по состоянию на 15 мая выросло на 18%, а объем создаваемого ими контента увеличился на 12%. Однако соцсети не смогли адаптировать к этому росту свои рекламные возможности.
Как сообщила Татьяна Иванова из агентства Hello Blogger, типовая ситуация в настоящий момент выглядит так: "Приходит заказчик с интересом к строительной тематике и хочет разместиться в Клипах "ВКонтакте". Но мы не можем ничего ему предложить, так как ресурсы и инструментарий сети не позволяют качественно таргетировать трафик".
В то же время, отмечает Сергей Стукалов, возглавляющий диджитал-практику в агентстве "Михайлов и Партнеры", наплыв рекламодателей привел к тому, что рекламные аукционы в социальной сети "ВКонтакте" оказались перегреты, что не позволяет привлечь дополнительную аудиторию. Самые большие проблемы в этой ситуации оказались у крупных брендов с большими бюджетами, освоить которые с инструментарием российских соцсетей сегодня практически невозможно.
При этом часть компаний и предпринимателей продолжают поддерживать и паблики в заблокированных соцсетях. Однако, по словам Стукалова, сейчас полностью разрушены паттерны поведения пользователей. "Иностранные соцсети используются по принципу "не пропустил ли я там что-нибудь" и заходят в них один-два раза в день. В результате продавать там что-либо стало практически невозможно", - сообщил Стукалов.В этой связи многие предприниматели обратили внимание на различные маркетплейсы, такие как OZON, Wildberries или "Яндекс.Маркет".
Однако здесь препятствием стал индустриальный и технологический подход этих площадок, требующий аналогичного от представителей бизнеса. А по словам Павла Глухова из "СберМаркет", сегодня у многих компаний, особенно региональных, нет даже своих сайтов.
Еще одна проблема, полагает Владимир Гончаревич из OZON, состоит в неготовности малого бизнеса предложить маркетплейсам готовый продукт. Возможности бизнеса ограничивает слабое понимание того, как работает электронная коммерция. "Если фермер произвел картошку в мешке и не помыл ее, то это не продукт, мы не можем его взять", - сообщил он.