Продеус: В этом году планируем провести скрининг младенцев на 36 заболеваний

Сегодняшнего собеседника "РГ" знают многие: на вопросы отвечает доктор медицинских наук и телеведущий, профессор, иммунолог, аллерголог Андрей Продеус. Он давний сотрудник московской Детской больницы N 9 имени Сперанского, работает в Московском научно-исследовательском клиническом институте детства Минздрава Московской области.
Astakhova

Загадки иммунитета

Андрей Петрович, 9-ю детскую, одну из лучших в стране, почти 30 лет возглавлял ваш отец - Петр Павлович Продеус. Верность профессии, династия. Вы не просто иммунолог, а с уклоном в детство?

Андрей Продеус: Можно считать и так. Хотя иммунология - специальность, которая не делится на детскую и взрослую. Но когда говорим о заболеваниях врожденных, или, как теперь принято в международном научном мире, о врожденных ошибках иммунитета, то... Конечно же, больше страдают дети. Они начинают "отвечать" на эти самые ошибки, то есть болеть.

Детей с врожденными ошибками не становится меньше. Время идет, медицина развивается, появляются новые технологии, препараты, а болеют больше. Почему?

Андрей Продеус: Сложно ответить. Но и сложно согласиться с такой категоричностью, когда речь о болезнях иммунитета. Иммунитет не имеет, например, болевого рецептора. Когда у нас болит нога или сустав, мы чувствуем это. Когда болит зуб, идем к стоматологу. А иммунная система... Когда болит лимфоцит - основная иммунная клетка, - он не может постучаться в мозг и сказать: дорогой хозяин, у меня рецептор сломался, я не могу работать. Мы видим эту болезнь только через то, что человек становится, скажем, более уязвим для рака, для аутоиммунного недуга. И, конечно, для инфекции.

Иммунитет не говорит о том, что он болеет, через свой сигнал. Мы об этом узнаем только опосредованно. Возникает сложная ситуация. Когда человек долго и длительно болеет, мы начинаем задумываться о том, что, может быть, у него что-то с иммунитетом плохо. Возникает резонный вопрос: он длительно и тяжело болеет потому, что у него иммунитет нарушен? Или у него иммунитет нарушен, потому что он длительно и тяжело болеет?

И кто прав?

Андрей Продеус: Что было первое: яйцо или курица? Когда имеем дело со взрослыми пациентами, то, скорее всего, сначала болезнь ведет. Может, какие-то нарушения иммунитета есть, но не принципиальные. Однако они усугубляются во время болезни. Например, когда у человека диабет или нарушение работы почек, то это может привести к нарушению иммунитета. А вот дети чаще длительно и тяжело болеют, когда первично нарушен иммунитет. Есть ошибки иммунитета. Не потому, что ребенок неправ или родители неправы. Иммунитет ошибся.

Пандемийный хвост

Мы перенесли пандемию. Иммунитет, конечно, пострадал. У многих выпадают волосы. Дело в иммунитете? И что делать?

Андрей Продеус: К сожалению, коронавирусная инфекция, особенно до "омикрона", специфически влияет на систему иммунитета и на систему коагуляции. Развивается так называемый синдром повышенного внутрисосудистого свертывания, особенно в маленьких-маленьких сосудах. При коронавирусе, к сожалению, кровоток по маленьким сосудам нарушался. И это сказывалось. Во-первых, многим стало тяжело дышать. Во-вторых, появились жалобы на то, что мы называем когнитивными нарушениями: то есть возможность думать, запоминать.... В-третьих, наиболее очевидное - пострадало питание волосяного фолликула. Волосы не могли нормально расти, утратили возможность нормально обновляться. С течением времени у многих восстанавливается дыхание. С волосяными фолликулами сложнее. К тому же женщины, особенно старше 40 лет, нередко страдают заболеванием щитовидной железы. При нем тоже возникают нарушения питания волосяного фолликула. Вот две причины, почему волосы себя ведут не очень хорошо.

Прогноз плохой?

Андрей Продеус: Нет. Волосяные фолликулы не погибают. Что надо делать? Хотя бы 40 минут в день отдать интенсивной прогулке с дыхательной гимнастикой. Надо дышать и дышать! Тем, кто получает антикоагулянты, продолжать их принимать. А еще стоит принимать кардиоаспирин для улучшения кровоснабжения.

Иммунология, считает Андрей Продеус, не делится на детскую и взрослую. Фото: Сергей Михеев

Об аспирине замолвим слово

Об аспирине - это очень важно! Некоторые специалисты считают, что аспирин устарел. Академик РАН Давид Иоселиани раз в год собирает форумы ведущих кардиологов разных стран. Одно из заседаний было посвящено аспирину, его применению при сердечных делах, его пользе в кардиохирургии.

Андрей Продеус: Аспирин для нас - это не вопрос только сердечного препарата. Аспирин еще и препарат, который помогает иммунитету. Объясню. Аспирин мешает слипанию тромбоцитов. А когда тромб не образуется, то и сердечных кризисов меньше, меньше тромбозов, инсультов, инфарктов. Кроме того, это помогает иммунитету. Когда у человека злокачественная опухоль, то нередко возникают метастазы. А что такое метастаз? Это когда раковая клетка может путешествовать и с лимфотоком или кровотоком поражает другие органы. И эти клетки, которые могут метастазировать, прячутся, окружают себя либо тромбоцитами, либо эритроцитами. И таким образом становятся незаметными для иммунной системы.

Очень не просто преодолевать "экспертность" родителей, которые как бы слушают доктора, но лечат по-своему

Использование аспирина показало: многим опухолям мешает метастазировать аспирин. Это исключительно важно. К сожалению, эта особенность аспирина недооценена. Хотя в медицине она известна, и очень важна для людей в возрасте.

Кардиохирург академик Ренат Акчурин когда-то сказал: прежде чем сесть в самолет или надолго в автомобиль, надо выпить таблетку растворимого аспирина. Свято следую этому совету.

Андрей Продеус: И правильно делаете! Есть данные статистики. У людей, которые часто летают или едут больше четырех часов, риски тромбозов в разы выше. У аспирина - особенно кардиоаспирина - побочных явлений практически нет. А эффекты позитивные огромны. Мы говорим о дозах, которые обычно 75, 100 мг и используются раз в сутки. Я принимаю каждый день кардиоаспирин.

На ночь или утром?

Андрей Продеус: Утром. У меня на кухне есть мои утренние дозы, а есть вечерние. Я хорошо отношусь к правильному профилактическому подходу к своему здоровью.

Но вам же всего 54 года... И уже набор препаратов? Вы так много знаете о здоровье, а живете на лекарствах...

Андрей Продеус: Почему на лекарствах? Я считаю, что витамин D, особенно в зимнее время, это дополнительная вещь, которая моему организму, моему иммунитету необходима. Мы живем в Москве, севернее 42 северной широты. Да и большая часть территории РФ севернее. У нас примерно среднее количество дней в году, в котором мы можем получить адекватную дозу солнечного излучения, не более 60 суток. Значит, живем в дефиците витамина D.

Четыре П

Болезни родом из детства не удивляют. Противостояние им необходимо. И важно начинать его с пеленок. Это главная цель предстоящего расширения скрининга новорожденных. Что такое скрининг?

Андрей Продеус: Скрининг позволяет распознать что-то заранее, сужает поле поиска, выявляет группу риска. Понять, как обнаруженному сбою противостоять. Решение, которое принято правительством РФ о расширении скрининга новорожденных до 36 разных состояний, по сути революция в педиатрии. Именно революция! Ведь в последние годы многое стало так, что, образно говоря, "врач про болезнь": когда есть болезнь, есть и врач. В меньшей степени - "врач про профилактику" и про какое-то предвосхищение событий. А желательно, чтобы наш век стал веком "четырех П". То есть медицина профилактическая, предиктивная, персонифицированная и партисипаторная. Партисипаторная от слова "партисипейт" - участвовать.

Если я как врач не встречу пациента, если он ко мне не придет, не будет обращать внимание на мои рекомендации, если мы не будем вместе, то у меня не будет возможности ему помогать. Если пациент будет пренебрегать своим состоянием здоровья, то я при всем желании не смогу ничего сделать. Без соучастия, без вот этой партисипаторности мы не можем говорить ни о предиктивности, ни о профилактике, ни о персонифицированной медицине. Проблема ответственности пациента - проблема не только России, но и всего мира. Нужны совместные усилия.

Об этом много говорится. Но, похоже, не слышат. Предпочитают рекомендации неких экспертов. Лечатся по их советам..

Андрей Продеус: Эксперты... Это нынче очень модно. И не всегда безопасно. Не каждый может понять, кто эксперт реальный, а кто нет. Экспертность медика перестала быть уважаемой. Педиатрия немыслима без общения с родителями. И очень не просто преодолевать "экспертность" родителей, которые как бы слушают доктора, но лечат по-своему. Тут отчасти вина и нас, врачей. К сожалению, есть в медицинском сообществе неграмотные и при этом очень ушлые эксперты.

Только во время кризиса, пандемии люди осознают, насколько важен грамотный специалист рядом. Что если у вашего ребенка плохой педагог, у вас и ваших родственников плохой врач, то это катастрофа. Я говорю родителям: "Мама уважаемая, ты свою маникюршу выбирала сколько? У папы есть свой любимый автослесарь. Так почему ваш ребенок получает что попадется?"

Предстоящий скрининг поможет взаимопониманию? Станут выявлять людей с доклиническими проявлениями?

Андрей Продеус: Речь о поддержании здоровья у людей с дефектами иммунитета, метаболизма, обменных процессов. И мы, врачи, должны научиться делать так, чтобы эти люди оставались здоровыми и не болели.

И это надо определять с рождения.

Андрей Продеус: Конечно! До сих пор в неонатальный скрининг было включено пять заболеваний. Для этого на 3-4-й день после появления ребенка на свет берется капелька крови из пяточки новорожденного. Почему из пяточки? У них пяточка - примерно как у нас с вами пальчик. А нужна-то всего капелька крови. Не в вену же колоть. Пальчик совсем крохотный.

Это делается во всех родильных домах России?

Андрей Продеус: Абсолютно. Это государством оплачивается. Ведь если те же обменные процессы выявлять вовремя, то правильное питание, специальные препараты решают вопросы жизни и здоровья ребенка. Еще раз подчеркну: с мая-июня 2023 года мы должны начать скринировать всех детей страны по 36 позициям. В каждом регионе будет и скрининг тех заболеваний, о которых люди, врачи в том числе, раньше не слышали.

Предвыявление выгодно и с экономической точки зрения?

Андрей Продеус: Конечно! Выявление не должно быть дороже, чем ведение и лечение. Выявлять надо те заболевания, которые мы в состоянии лечить.

Если ребенку пересадили стволовые клетки в первые полгода жизни, он вылечивается в 94 процентах случаев. Если позже, то лишь в 20

Эти 36, вошедшие в скрининг, мы в состоянии лечить?

Андрей Продеус: Да. Они выбраны потому, что у нас есть система их выявления, есть система и протоколы их лечения. Некоторые, такие как спинально-мышечная атрофия (СМА), если будем лечить в возрасте до 3-4 месяцев, то будет эффект. Если позже, то самое дорогое лечение почти ничего не даст. Мы тратим на это огромные деньги потому, что выявляем СМА, когда ребенок уже перестает нормально двигаться. То есть у него уже есть клиника. Часть тяжелых иммунодефицитов можем лечить только пересадкой костного мозга или пересадкой гемопоэтических клеток. А лечить человека, в котором уже инфекция бушует, это шанс 50 на 50.

Пересадки доступны?

Андрей Продеус: Конечно! У нас четыре таких центра: Российская детская клиническая больница, онкоцентр имени Блохина, детская Морозовская больница. Это в Москве. Центр имени Раисы Горбачевой в Питере. Проводят пересадки в Екатеринбурге в областной детской больнице. Открывают подразделения в Краснодаре, Волгограде, Ростове, Казани. Мировая статистика свидетельствует: если ребенку пересадили стволовые клетки в первые полгода жизни, он вылечивается в 94 процентах случаев. Если позже, то лишь 20 процентов.

Вылеченные никогда об этом больше не думают?

Андрей Продеус: Иногда необходима поддерживающая терапия. Но при этом человек может учиться, работать, иметь детей, быть эффективным членом общества. Заболевания, о которых говорим, должны выявляться на доклинической фазе. Поэтому мы должны строить систему медицинского сопровождения этих людей в регионах, а не в федеральных центрах. Потому что, повторюсь, они могут жить нормальной жизнью при правильном подходе к ним там, где они живут, там, где родились. И надо, чтобы каждый регион мог понять и сопровождать этих пациентов. Если государство вкладывает миллионы в этих пациентов, то не грешно, а преступно, чтобы у такого пациента не было возможности вылечить зубы, чтобы он не погиб от ангины или неправильного лечения перелома.

Квоты на реабилитацию

Во врожденных поломках иммунитета виноваты родители? Или сие неизвестно?

Андрей Продеус: Чаще всего никто не знает. Есть очень ограниченное количество заболеваний, когда можем сказать, что, например, виновата профессиональная вредность или вредные привычки родителей. Например, знаем, что алкоголизм и наркомания ведут к генетическим аномалиям, и пороки развития случаются направо и налево.

Говорят - "пьяное зачатие".

Андрей Продеус: Не зря говорят. Некоторые пороки развития - следствие высокочастотного излучения. Допустим, у людей, которые жили в зонах радиоизлучения.

А нервозность, диктуемая ситуацией?

Андрей Продеус: Таких данных не могу назвать. И знаете, почему чаще стали заявлять о себе некоторые неприятности? Потому что медицина двигается. Стали выявлять больше и лучше. Была такая шутка в свое время: если главного кардиолога страны академика Евгения Чазова с сотрудниками выселить в деревню Простоквашино, то количество сердечно-сосудистых болезней там увеличится в разы. Есть и вещи, которые связаны просто с поколениями, генетикой. Стало больше людей, которые выживают и живут с определенными состояниями. Те, у кого один ген нормальный, а другой дефектный. И чем больше таких людей, тем больше вероятность, что встретятся два человека с дефектными генами. И увеличивается количество людей, которые потенциально могут родиться с таковыми. На их выявление, лечение выделяются квоты. Деньги огромные. А потом, случается, все теряем, потому что нет квот на реабилитацию. Они необходимы. Уже в этом году планируем провести скрининг 200 тысяч детей на 36 заболеваний. Потом всех рожденных. Будет полтора миллиона - значит, полтора миллиона пройдут скрининг.

Анонс

3 июня в 11.00 на главном книжном фестивале страны "Красная площадь" состоится презентация книги обозревателя "Российской газеты" Героя Труда РФ Ирины Краснопольской "Диагноз от Краснопольской. Беседы о главном со звездами медицины". В презентации участвуют главный внештатный детский специалист-гематолог академик Александр Румянцев и главный врач Филатовской больницы Валерий Вечорко. Приглашаем на грандиозный литературный праздник, который пройдет в живом формате. Вы можете задать свои вопросы и получить автограф у звездных героев книги Ирины Краснопольской.

Приобрести книгу Ирины Краснопольской "Диагноз от Краснопольской. Беседы о главном со звездами медицины" можно на сайте издательства "Бослен".