Весна и лето в Республике Саха - это всегда риск возгораний. И дело здесь не в поджигателях и не в недостаточной подготовке специалистов. Это особенности природы региона. Как объясняет председатель Общества лесоводов Якутии, заслуженный лесовод РФ Саргылана Аммосова, пожары здесь были и будут всегда, ведь 90 процентов древостоя в местных лесах состоит из лиственницы.
- Это единственная хвойная порода, которая ежегодно дает отпад хвои. Хвоя падает, образуя толстый слой подстилки, которая в условиях вечной мерзлоты не перегнивает. Она годами лежит слоями и в засушливые годы образует пороховую бочку. При благоприятных обстоятельствах: грозовых разрядах, засухе, высокой температуре воздуха - все это может разгореться, - объясняет Саргылана Аммосова.
Такие условия сложились в прошлом году, когда республика пережила, пожалуй, самый страшный из всех пожароопасных сезонов за всю историю своего существования. Огонь прошел больше восьми миллионов гектаров. Сумма причиненного ущерба превысила 3,7 миллиарда рублей.
Только в Горном районе площадь возгораний оказалась больше 1,4 миллиона гектаров. О пожаре в селе Бясь-Кюель, где за один день были уничтожены шесть многоквартирных домов и 26 усадеб, говорила вся страна.
- Пожароопасный сезон в прошлом году начался в 10 числах мая. В улусе тогда произошли два пожара, причиной которых стал человеческий фактор. И их быстро потушили силами авиаотделения. Но с конца мая установилась сухая и жаркая погода, в конце июня прошел грозовой фронт. Сухие грозы привели к тому, что за пять дней возникло больше десяти пожаров, - вспоминает глава Горного района Никита Андреев. - Территория у нас труднодоступная, со слабой транспортной схемой, часть лесного фонда быстро потушить не удалось. Из-за сухой погоды и сильного ветра площадь пожаров начала значительно увеличиваться. В целом у нас было зарегистрировано 62 пожара.
Уменьшить распространение огня, а после окончательно справиться с ним тогда помогли дожди. Они не стали подарком природы, а были вызваны искусственно. С 30 июня по первое сентября самолет Ан-26 Авиалесоохраны помогал появляться осадкам в лесах на территории Горного, Мирнинского, Усть-Майского, Вилюйского, Верхневилюйского, Намского, Кобяйского, Усть-Алданского, Хангаласского, Нюрбинского, Сунтарского, Олекминского, Таттинского и Ленского районов. Технология показала свою эффективность, и в этом году в республике решили работать на опережение.
- Глава региона Айсен Николаев внес очень дельное предложение в части использования метода вызова искусственных осадков не только во время тушения пожаров, но и для профилактики, - рассказал Никита Андреев. - В этом году, как и в прошлом, прогнозируется сухая, жаркая погода. Надеемся, что эти работы смогут, скажем так, снизить градус.
Служба спасения Якутии заключила контракт с Центральной аэрологической обсерваторией, по которому самолеты, вызывающие искусственные дожди, должны налетать в регионе до 130 часов. На это из местного бюджета выделено порядка 79 миллионов рублей.
- У нас будет работать самолет-лаборатория Як-42Д Центральной аэрологической обсерватории, - отметил первый зампред правительства республики Дмитрий Садовников. - Мы считаем, что это большое достижение. Это уникальный самолет, таких воздушных судов во всем мире очень мало, в России он - единственный в своем роде.
Среди функций Як-42Д - изучение климатообразующих факторов в атмосфере, мониторинг радиоактивных загрязнений атмосферы и подстилающей поверхности, возможность проводить различные исследования. В то же время он используется для проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы. Дожди создают при помощи обстрела облаков специальными пиропатронами ПВ-26М, в которых содержится йодистое серебро. Его частицы являются центрами кристаллизации влаги и вызывают "искусственные осадки". Один патрон создает порядка 1013 ядер кристаллизации. После ввода ядер кристаллизации в облако примерно за 30 минут начинают расти частицы искусственных осадков, которые выпадают в течении длительного времени из облака орошая значительные площади. На самолете Як-42Д установлены специальные средства выброса патронов с объемом в 1024 ствола - такого количества нет ни у одного другого в мире. Это позволяет обработать большой массив облаков без посадок и занижений.
Позже в Якутию прилетит другой самолет - Ан-30М для выполнения работ по воздействию на облака. Он отличается тем, что может приземляться на грунтовую полосу. Это позволит привлекать его для работы в арктических районах.
Как рассказал начальник Центра физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории, руководитель работ в Якутии Баграт Данелян, перед специалистами впервые стоит задача не допустить возникновения пожаров.
- Технология направлена на искусственное увеличение осадков. При тушении огня осадки направляются на сам пожар. Но для предотвращения возгораний можно проводить предварительное увлажнение территорий для снижения класса пожарной опасности, - объяснил специалист. - В настоящее время в Якутии работают 12 человек. Это высококвалифицированные специалисты: метеорологи, физики, прибористы. Все они имеют большой опыт выполнения подобных работ. Будем действовать в тесном контакте с управлением гидрометеорологии. Получив благоприятный прогноз, ставим в план самолет именно на те районы, где будут проходить облака. На месте мониторим их на предмет пригодности. Как только видим, что облака подходят, производим воздействие на них для того, чтобы осадки были вызваны или увеличены. С 13 мая мы уже выполнили два полета. Работали в центральных и южных районах Заречья.
Еще одна важная задача, которая стоит перед специалистами центра - помочь Якутии оборудовать для вызова искусственных осадков собственный самолет Ан-26 компании "Полярные авиалинии".
- Наша задача заключается в научно-методическом сопровождении работ по переоборудованию самолета измерительно-вычислительным комплексом и техническими средствами воздействия, - поделился Баграт Данелян. - Уже разработано и согласовано техническое задание, готова конструкторская документация. Авиакомпания "Полярные авиалинии" приобрела технические средства для выполнения засева облаков и заказала необходимые приборы.
Ан-26 должен начать испытания к сентябрю. По словам главы республики, оборудование, которое изготовлено для него госкорпорацией "Ростех" даже лучше тех аналогов, которые работают сейчас на других подобных воздушных судах. Оно разрабатывалось по заявке региона и устанавливается за счет средств местного бюджета.
- Это первый самолет гражданской авиации, который будет работать с таким оборудованием полностью российского производства. Раньше такое было только в военной авиации, - заявил Айсен Николаев.
Стоит отметить, что недавно глава Якутии выступил с инициативой внести изменения в Лесной кодекс РФ для повышения эффективности борьбы с природными пожарами. Он предложил дополнить законодательство положениями, которые позволяют проводить мероприятия по искусственному вызыванию осадков не только для тушения лесных пожаров, но и для снижения потенциальной пожарной опасности. Финансировать эти работы предполагается за счет субвенции федерального бюджета. Республика Саха должна стать пилотным регионом в реализации этой меры.
Справка
Исследования в области активных воздействий на процессы осадкообразования для снижения ущерба от неблагоприятных погодных явлений в Центральной аэрологической обсерватории начались в середине XX века. Первые практические опыты с искусственными дождями провели в 1986 году на территории Ставропольского края по договорам с Агропромышленным комитетом. В Якутии увеличением осадков с помощью авиации стали заниматься с 1995 года. Работы вели в два этапа - с 1995 по 1997 годы по соглашению с экономической зоной развития "Заречье", и с 2003 по 2005 годы - по договорам с министерством сельского хозяйства республики.