Журналистам постоянно приходится проезжать через эти блокпосты. Они заслуживают особого внимания. Тем более, на них с пониманием относятся к нам и часто помогают во многих ситуациях. Блокпосты устанавливаются не только на дорогах, но и в освобожденных городах.
В одной из поездок, возвращаясь в Донецк, мы заплутали по проселочным дорогам. Связь в тот период была плохая, а во многих местах ее вообще не было. По навигатору найти дорогу в нужном направлении не получилось. Выехали на один из блокпостов, но через него нам не разрешили проехать. Дорога только для военной техники, но нам подсказали направление, на которое нужно было выехать. И только мы стали разворачиваться, как позади машины метрах в ста от нас разорвались две мины. В такой ситуации могли бы нам рекомендовать переждать обстрел и поехать дальше. Но на этом блокпосту (конкретное место расположения по соображению безопасности назвать не можем) приняли другое решение - нас пропустили.
А в одной из недавних поездок пришлось вечером приехать в Мариуполь, чтобы снять, как освещается часть улиц города после разминирования и ремонта основной электроподстанции города "Мирная". После ее запуска электричество стало поступать в один из районов города. Въехав на окраину, удивились пустоте на улицах. На первом же блокпосту нашу машину остановили и сказали, что с 19 часов наступил комендантский час. Задерживать не стали, подсказали, как лучше выехать на трассу до Донецка и рекомендовали в центр города не заезжать, там могут задержать до утра. Это только небольшие примеры помощи на блокпостах и их роль в безопасности людей.
В освобожденных городах они устанавливаются на важных перекрестках. На них проверяют документы у жителей или пропуска на право передвижения по городу, выдаваемые Народной милицией ДНР или ЛНР. Проверяются люди и на наличие националистических татуировок и причастности к украинским ВСУ и нацбатальонам (ряд украинских нацбатальонов запрещен в РФ). Ополченцы или военная комендатура вправе не разрешить проход жителей или проезд автомобилей. В Мариуполе одним из условий выхода из "Азовстали" мирных жителей и ВСУ было требование не допускать к заводу журналистов. Эти требования выполнялись в полной мере. Мы еще не забыли тот период, когда несколько дней не могли свободно перемещаться по левому берегу города. Проводили дни во дворах разбитых или уцелевших многоэтажек. Даже подружились со многими жильцами, которые нам любезно предлагали скудную еду, чай или кофе. Они были рады своему освобождению.
Главные задачи правоохранителей, несущих службу на блокпостах - пресечение деятельности вражеских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), выявление лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, розыск угнанного автотранспорта, незаконный провоз боеприпасов и оружия, а также контроль над соблюдением действующего законодательства в сфере перевозок товаров на территориях ДНР и ЛНР.
Как, воспоминает военкор команды NewsFront Александр Киевский, в конце весны 2014 украинские ВСУ и зарождающиеся наемные батальоны вплотную подошли к Луганску. Возникла угроза захвата восставшего города. Для того, чтобы не допустить этого, обычные жители: сотрудники МВД, ветераны Афганистана, простые рабочие - всего шесть человек возвели блокпост на западной окраине города.
Все лето 2014 года этот блокпост не позволял проникнуть в город украинским военным. Тогда удалось собрать 35 добровольцев, которые противостояли в то время нескольким механизированным батальонам ВСУ.
Работу блокпостов по повышению готовности и регулировку движения мы смогли увидеть на практике. В тот день, когда мы возвращались из очередной поездки, колонна, перевозившая украинских националистов, сдавшихся в плен на "Азовстали" в Мариуполе, охраняемая бронетехникой и машинами военной инспекции, ехала по Мариупольской трассе. Мы ее обогнали, но не снимали. Решили сфотографировать ее на ближайшем блокпосту. Стоять на территории поста журналистам не разрешили. Сразу определили место для парковки служебного автотранспорта и место для съемки. Военнослужащие НМ ДНР блокировали второстепенные дороги, остановив на них движение. При этом оружие было приготовлено к стрельбе. Делается это для того, чтобы обезопасить движение колонны и не допустить нападение разгневанных людей на пленных националистов. Их вину будут устанавливать правоохранители и суды.
Кстати, для свободных поездок необходима аккредитация на журналиста и пропуск военного коменданта на автомобиль. Во многих случаях передвижению помогают военные из пресс-службы МО России и НМ ДНР. С их присутствием легче и быстрее осуществлять движение. Можно проехать по дорогам с ограничением движения и попасть на закрытые объекты. Правда есть и ограничения по фотосъемкам. Не всех журналистов, даже аккредитованных, допускают на съемки.
За годы работы в пропускной системе изменились десятки правил. До сих пор, проезжая с территории ДНР в ЛНР и наоборот, приходится проходить регистрацию и проверку телефонов на предмет их законного приобретения. Запрещено использовать видеорегистраторы на машинах, снимать на телефоны. Чтобы сделать материал с блокпоста, нужно специальное разрешение, а на некоторых вообще запрещено, чтобы не показывать их месторасположение.
Линия разграничения проводимой спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины сдвигается. Многие блокпосты их хозяева покидают, они стали не нужны. На некоторых остаются следы боев и потерь. Так, например, можно увидеть стакан водки, накрытый хлебом и букет гвоздик у блокпоста. Так военные чтят память о погибших товарищах. Вокруг блокпостов стоят столбы с натянутой колючей проволокой и установлены угрожающие красные таблички с надписью "Мины". Вереницы окопов, перекрытий и блиндажей петляют возле блокпостов. Бойницы, направленные на дорогу и в поля, вызывают мурашки на теле. Не дай Бог, они оживут и начнется шквальный огонь. Многие из блокпостов становятся призраками дорог и недавних боев.