Так, заинтересованы в сохранении российского рынка итальянские бренды. Несмотря на политические события, исторически хорошие отношения между странами остались, заверил глава Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини.
"Могу гарантировать, что итальянские фирмы здесь останутся. Русские и итальянцы очень похожи - выход из положения, несмотря ни на что, всегда найдем", - заявил он на конференции "Коммерсанта", посвященной трендам в ретейле.
Сейчас единственная проблема - это логистика, утверждает Торрембини. Параллельный импорт - один из способов обойти санкции и доставить товары в Россию. Но у итальянского бизнеса есть опасения, что надзорные органы Евросоюза будут пытаться это пресекать. Ведь не могут сразу в 10 раз вырасти продажи товаров в тот же Казахстан.
Возможно, в ближайшее время из-за роста цен покупательский спрос будет ниже (и не только в России). Но ретейл работал в самые тяжелые времена. Эти тоже переживем. Возможно, поменяется организация продаж: например, магазины частично станут работать в режиме шоурумов с возможностью покупки товара онлайн.
Еще одна возможность сохранить западные бренды одежды, обуви, аксессуаров - работа через аутлеты. С конца февраля несколько итальянских, немецких и других ретейлеров из числа тех, кто заявил об уходе с российского рынка, подписали договоры аренды на открытие магазинов в аутлетах, заявил на конференции управляющий партнер Fashion House Group Брендон О Рейлли.
"Для тех арендаторов, которые закрываются, аутлеты являются отличной площадкой для реализации оставшегося стока, который составляет порядка 16% от ассортимента", - считает он. Аутлет во время кризисов становится безопасным каналом продаж, добавил эксперт.
Поначалу большое количество брендов заявили об уходе с российского рынка, но на самом деле никто никуда не ушел, отметил партнер Data Insight Федор Вирин.
"Дефицит товаров на полках приводит к тому, что пользователь начинает искать эти товары в онлайне. И если в прошлом году драйвером онлайна являлась дешевизна, удобство, возможность сравнения цен, в этом году главным драйвером развития онлайн является поиск отсутствующих товаров", - считает он.
Но сейчас ситуация начнет меняться. Три месяца - этот тот срок, после которого нужно принимать окончательное решение, оставаться или уходить. Не будешь же бесконечно держать магазины закрытыми и при этом платить сотрудникам зарплату, а владельцам торговых центров аренду. К тому же на складах заканчиваются запасы. И вот-вот ситуация начнет кардинально меняться - уходящие бренды начнут замещаться другими, считает Вирин.
Это уже происходит. При этом крупные бренды замещаются мелкими и средними и неизвестными. А это приводит к изменению поведения потребителей. Мы привыкли покупать одну и ту же модель джинсов в течение 15 лет, но их нет больше. Теперь трансформация ретейла повлечет увеличение времени принятия решения со стороны покупателя, увеличение отказов от покупок, количества претензий, стремление поговорить о товаре (что положительно скажется на офлайн-ретейле).
Вице-президент Союза торговых центров России, Беларусии Казахстана Павел Люлин рассказал, что сейчас вовсю ведутся переговоры с представителями дружественных стран об открытии их магазинов в России. Наиболее активны представители Турции, потому что они уже широко представлены в России. Также ведутся переговоры с индийскими, иранскими, китайскими компаниями.
Также есть большой потенциал у российских дизайнеров и производителей. Заменить Zara, Uniqlo, H&M и другие бренды будет, конечно, сложно. И как минимум это не произойдет сразу, признает президент Magic Group Александр Перемятов. Но в России есть компании, которые известны даже за рубежом. Есть свои фабрики, которые хотя и производят пока не слишком модную одежду, слабо представлены на федеральных площадках, но обладают большим потенциалом. А 80% остальных компаний по пошиву одежды (около 4,5 тыс.) - выходцы из соцсетей. Это творцы, дизайнеры, мелкие фирмы, которые раньше продавали свои товары через социальные сети.
Процесс замены арендаторов займет 3-4 месяца, прогнозирует Павел Люлин. Вся эта трансформация повлечет снижение трафика и продаж: за последние два месяца трафик упал на 10% год к году, а в сравнении с допандемийным временем - на 30%. И в этой "новой нормальности" торговым центрам предстоит жить еще как минимум ближайший год. Впрочем, уже с начала следующего года ожидается восстановление рынка.
McDonald s продаст свой российский бизнес текущему лицензиату Александру Говору (владелец компании "ГиД", которая управляет 25 ресторанами американской сети). Рестораны продолжат работу под новым брендом, сообщили в компании. По условиям сделки сотрудники будут сохранены минимум на два года. Покупатель также обязался выплачивать зарплату персоналу до окончательного ухода американской компании с рынка и взять на себя выполнение обязательств перед поставщиками и арендодателями.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, решение компании является "итогом продолжительного и непростого переговорного процесса". "Важно, что в результате достигнутых договоренностей продолжится работа крупной сети заведений общепита, а рабочие места сохраняются с гарантией соблюдения новым собственником ранее принятых обязательств перед сотрудниками", - заявил министр, пообещав, что минпромторг окажет новому собственнику "все необходимое содействие в налаживании работы".
О своем решении полностью покинуть российский рынок и продать свои рестораны в стране McDonald s объявил 16 мая. В компании подчеркнули, что сделка предполагает "прекращение использования названия, логотипа, торговой марки и меню". Работа ресторанов McDonald s в России приостановлена с 14 марта. Первый российский ресторан американской компании открылся в Москве на Пушкинской площади 31 января 1990 года. В системе McDonald s в России работает более 62 тысяч человек.