Сообщается, что ISA будет осуществлять дистанционный контроль над машиной, предусматривающий возможность автоматического снижения скорости или полной остановки автомобиля. Система состоит из трех фундаментальных элементов - камеры, датчиков и цифровых карт местности. Благодаря им ISA сможет считывать скорость транспортного средства, а также, например, контролировать степень усталости водителя. Если сидящий за рулем будет ехать слишком быстро, то "дистанционный помощник" подаст соответствующий предупредительный сигнал. В случае если водитель не подчинится и не снизит скорость, система ISA в принудительном порядке это сделает за него, а при необходимости выключит двигатель.
Официальной причиной внедрения ISA в Европе называют заботу о безопасности дорожного движения. Тем самым еврочиновники рассчитывают качественно сократить число происшествий, вызванных лихачеством и неадекватным поведением водителей на дороге. Но есть и "другая сторона медали": с помощью этой системы власти Евросоюза фактически смогут беспрепятственно и круглосуточно следить за автомобилистами. Надо сказать, что перспектива оказаться "под колпаком" у своих правительств сильно беспокоит жителей Старого Света. Различные союзы автолюбителей и правозащитные организации уже бьют тревогу, отмечая отсутствие гарантий, что собранные данные не будут в дальнейшем использованы для шпионажа за гражданами. Еще одним аргументом противников ISA стала вероятность возникновения технических проблем с системой, последствия которых абсолютно непредсказуемы. Особенно для тех, кто в этот момент окажется за рулем.
Наши законы пока не позволяют применять системы контроля, подобные ISA. Дело в том, что согласно Конституции РФ человек имеет право не свидетельствовать против себя. Установка подобных приборов как раз будет нарушать это положение.
Конечно, у нас по показаниям установленных в грузовиках и автобусах тахографов, которые фиксируют не только время труда и отдыха водителя, но также его маршрут и скорость передвижения, выносятся постановления, а также оформляются протоколы. Однако речь в этом случае идет о выполнении требований по перевозке.
Кроме того, перед тем как внедрять такие системы, рассказал "РГ" эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман, необходимо сначала установить, что эти приборы в автомобиле соответствуют требованиям метрологии. Точному определению скорости движения. И только после этого вносить изменения в действующие законы. А по мнению председателя рабочей группы ОНФ по защите прав автомобилистов Петра Шкуматова, в случае, если система типа ISA станет у нас обязательной, автовладельцы тут же обзаведутся глушилками, которые не позволят таким приборам определить скорость их машин. Так что такое нововведение будет как мертвому припарки.
Ну и напоследок. Снижение скорости того или иного автомобиля вплоть до полной остановки на скоростной магистрали - это создание аварийной ситуации. У нас, на той же МКАД, фиксируется немало аварий, случившихся из-за того, что на трассе встала машина.
Подготовил Владимир Баршев