Помещица из "Му-Му" и Долорес Амбридж - самые нелюбимые персонажи у россиян

kinopoisk.ru

Пресс-служба группы компаний "Литрес" опубликовала свежие данные об антипатиях отечественных читателей к персонажам произведений отечественной и зарубежной литературы. Об этом сообщает ТАСС.

По результатам опроса среди героев произведений русской литературы наибольшую антипатию вызывают: безжалостная помещица из повести И.С. Тургенева "Му-Му" (25,3%), Анна Каренина из одноименного романа Л.Н. Толстого (22,4%), Гумберт Гумберт - из "Лолиты" В.В. Набокова (19%), Евгений Онегин из бессмертного поэтического произведения А.С. Пушкина (17,2%) и Наташа Ростова из семейно-исторической саги Л.Н. Толстого "Война и мир" (16,4%). Отторжение личности Гумберта оказалось настолько сильным, что 48,1% респондентов именно по этой причине не нашли в себе сил дочитать книгу до конца. Что примечательно, наиболее сильные эмоции у читателей вызвали протагонисты со страниц золотого фонда классической литературы.

Верхние строчки антирейтинга, относящегося к разделу зарубежной литературы узурпировали образы, населяющие работы англоязычных писателей. Пальма первенства принадлежит обманчиво слащавой садистке Долорес Амбридж из серии произведений Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере (46,1%). Далее следуют: Белла Свон из "Сумерек" Стефани Майер (29,9%), Питер Петтигрю из той же "поттерианы" (21,8%)", Джоффри Баратеон из "Песни льда и пламени" Дж. Р. Р. Мартина (19,8%) и Лидия Беннет из "Гордости и предубеждения" Джейн Остен (19%).

С неприязнью по отношению к литературным героям сталкивались 87,9% участников исследования, в 48,1% случаев оказалось, что возникшее неприятие стало непреодолимым препятствием для полного ознакомления с читаемым.

Подобного рода увлекательными исследованиями занимаются и за рубежом. В Early Bird Books составили свой рейтинг, на вершине которого восседает свинья по имени Наполеон из "Скотного двора" Дж. Оруэлла, вторым - сюрприз - упоминается все тот же Гумберт Гумберт из набоковской "Лолиты", следом идут: сестра Милдред Рэтчед из "Пролетая над гнездом кукушки" Кена Кизи, Эдмунд "Банни" Коркоран из "Тайной истории" Донны Тартт, старые знакомые Белла Свон и Долорес Амбридж, дети (помимо Чарли) из детской повести "Чарли и шоколадная фабрика" Роальда Даля, Эми из "Маленьких женщин" Л.М. Олкотт, шекспировский Гамлет, Теон Грейджой из "Песни льда и пламени" Дж.Р.Р. Мартина и другие.

Несколько лет назад британское издание The Guardian составило крайне занятный список, вобравший в себя отрицательных героев, вызывающих тем не менее симпатию у читателей. Ими стали: Виконт де Вальмон из "Опасных связей" Шодерло де Лакло, Николай Ставрогин из "Бесов" Ф.М. Достоевского, Карл Верлок из "Секретного агента" Дж. Конрада, фигура автора в "Озерном ландшафте с Покахонтас" Арно Шмидта, образ отца рассказчицы в "Семейных беседах" Наталии Гинзбург, главный тренер "Крайней зоны" Д. Р. Делилло, личность автора в дебютном романе Мишеля Уэльбека "Расширение пространства борьбы", Адам в "Летаргии" Войцеха Кучока, отец из "Предпринимателей" Маттиаса Наврата и бабушка юной героини "Костяного огня" Дьёрдя Драгомана.

Любопытен иронично-саркастический рейтинг франкоязычного портала Litternaute.com. Он рассказывает о пятнадцати положительных персонажах, которые вызывают у современного читателя противоестественное раздражение. Ими оказались: Сирано де Бержерак Э. Ростана (слишком беззаветно преданный), Гарри Поттер (чересчур положительный), Манон Леско А.-Ф. Прево (беззастенчиво использует людей), Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери (от его морализаторства скулы сводит), Кэтрин из "Грозового перевала" Э.Бронте (крайне противоречива), шекспировские Ромео и Джульетта (утописты высшей пробы), София из "Мира Софии" Ю. Гордера (непозволительно умна), Жервеза из "Западни" Э. Золя (на нее обрушиваются горести сверх всякой меры), Белла Суон (французы ей не прощают запредельную глупость), Сесиль де Воланж из "Опасных связей" (автор наделил ее патологической доверчивостью), Жанна из "Жизни" Ги де Мопассана (безвольный человек, паразитирующий на других), отец Горио О. де Бальзака (его аморальность и беспринципность не знают границ), Алисса из "Тесных врат" А. Жида (воплощенная добродетель и совершенно недостижимый идеал жертвенности). Напоследок досталось Сизифу из "Мифа о Сизифе" А. Камю за пугающую, какую-то обреченную трезвость ума перед лицом происходящего.