Из Мариуполя с любовью: украинская пара беженцев поженилась в Амурской области

Артем и Женя планировали шумную свадьбу в Мариуполе, но не успели. Спецоперация на Украине, обстрелы, эвакуация в Россию. Во время перехода через границу жених попал в плен, из которого шел к невесте пешком 122 километра.
Светлана Митина

"Когда я ее увидел, снял резиночку с волос, - Артем показывает на свою шевелюру с хвостиком - обкрутил вокруг пальца и сказал: "Носи, пока не куплю тебе кольцо. Ты будешь моей женой". Спустя несколько месяцев они поженились - в Амурской области, куда вместе с другими украинскими беженцами приехали всего две недели назад. Необычную свадьбу готовили всем миром: сотрудники соцзащиты нашли белое платье, а коллектив управления ЗАГС купил обручальные кольца. Свидетелем счастливой церемонии со слезами на глазах стал журналист "Амурской правды".

Судьба свела в Польше

Будущие молодожены приехали во Дворец Бракосочетания Благовещенска за полчаса до начала регистрации. Красивые, счастливые, смущенные.

- Это первое здание, которое мы видим в Благовещенке! Мы сошли с поезда пятого мая, и нас на две недели посадили на карантин в пункте временного размещения, - рассказывает Артем Вербовский. - Если бы мне несколько месяцев назад сказали, что мы поженимся в Благовещенке, на самой границе с Китаем, я бы не поверил.

Несколько месяцев назад - в октябре 2021 года - Артем и Женя вернулись на Украину из Польши. Судьба свела айтишника из Мариуполя и бухгалтера из Днепропетровской области в 2020 году. Оба работали на заводе Samsung, но в разных отделах. Познакомились в хостеле.

- Я на него накричала, вот он меня и заметил, - смеется Женя.

- Через год мы вернулись вместе ко мне в Мариуполь, начали готовиться к свадьбе, начали делать ремонт - я специально ездил в Польшу заработать быстро денег. Но мне надо было поменять паспорт Украины, иначе я не мог вступить в брак. Встал в очередь, все затянулось. А потом началась спецоперация. Мы так и не смогли пожениться, - говорит жених.

Когда началась эвакуация, пара решила уехать в Россию. "Вариантов не было - ни Европа, ни Украина. Мы хотели только в Россию. У нас здесь есть родственники, они нас поддержали", - признаются будущие молодожены.

Пешком из плена 

Дорога на новую родину не была легкой. Во время выезда из Мариуполя Артему надо было пройти фильтрацию. Представители армии ДНР должны были удостовериться, что он не военный, выдающий себя за гражданского.

- Так как я молодой, призывного возраста и у меня уже не было мариупольской прописки, меня задержали и отправили в плен. Обращались хорошо, объяснили, что такие правила и что они должны меня проверить. Я сидел восемь дней, потом меня отпустили, - признается Артем Вербовский. - Женя меня в другом городе. Через 15 дней я вернулся: своим ходом шел из-под Донецка, кто-то останавливался и подвозил. 122 километра добирался к ней. Думал: что с ней? Ждет она меня или нет? И понял, что уже без нее не смогу: когда встретимся, сделаю ей предложение. Она меня ждала. Я приехал, увидел ее и такой резиночку с волос снимаю, обкручиваю вокруг пальца и говорю: "Носи, пока не куплю тебе обручальное кольцо. Ты будешь моей женой".

- Я плакала, - снова вытирает слезы Женя.

А дальше был переход в Россию, лагерь для беженцев в Таганроге и решение ехать на Дальний Восток. Влюбленным объяснили - выбрав эту территорию, они смогут участвовать в государственной программе переселения соотечественников, а значит, получат по упрощенной схеме гражданство, подъемные и получат возможность участвовать в программах бесплатного гектара и дальневосточной ипотеки.

- Нам понравилось месторасположение Благовещенска - знали, что Китай через реку, - не скрывают Артем и Женя и добавляют: - И хорошо, что здесь далеко. Оттуда…

Фото: Светлана Митина

Свадьба всем миром 

28 апреля поезд с вынужденными переселенцами из Украины отправился из Таганрога на Дальний Восток.

- Посмотрели всю Россию. Я мечтал увидеть Байкал - и я увидел. Правда, не думал, что при таких обстоятельствах, - признается Артем Вербовский. - Видели горы, тайгу, мы в восторге.

Пятого мая они вышли с поезда на вокзале Благовещенска. Будущих граждан России ждали - региональное правительство организовало автобусы, комнаты в пункте временного размещения, в которых последние стихийные годы жили пострадавшие от наводнений, горячее питание, медицинскую помощь. В семьях приехавших в Приамурье беженцев 17 детей, поэтому губернатор Василий Орлов после встречи с новыми амурчанами поручил оборудовать во дворе общежития детскую площадку. "Везде, все люди, которые нас сопровождали во время дороги и уже здесь - потрясающие. Открытые, добрые, очень приятно общаться", - говорит Женя.

Во время двухнедельного карантина к вынужденным переселенцам постоянно приезжали руководители амурских министерств и ведомств, чтобы помочь в решении вопросов: от получения гражданства и устройства малышей в детсады до медицинского обслуживания и поиска работы.

В один из дней на встречу приехала начальник областного управления ЗАГС Наталья Томилова.

- Мы пообщались, я ответила на вопросы. И я, просто шутя, спросила: а есть желающие вступить в брак? И неожиданно молодая пара сказала: мы бы хотели. Они были очень скромные, потому что не ожидали, что это реально. И когда мы им предложили провести церемонию, Артем и Женя сказали: "Можно нам просто расписаться?" Ну как?! Мы же не можем людей, которое любят друг друга, просто расписать?! - принципиальна Наталья Томилова. - Для нас это очень особый случай, потому что это люди приехали из горячей точки и в полной мере знают, что такое беда и что такое счастье. Поэтому мы решили организовать для молодых праздник - и к этому подключились буквально все.

Сотрудницы социального центра "Доброта" нашли свадебное платье, а жениху, который предлагал невесте прийти на регистрацию в спортивных костюмах, достали пиджак.

- Какая регистрацию без колец?! Во все времена на свадьбах были кольца - их даже из травы плели. Ведь это не просто украшение, но традиция и символ защиты семьи. Мы сложились коллективом, поехали в церковь и купили молодым серебряные, освещенные кольца, - говорит начальник управления ЗАГС по Амурской области.

Эту церемонию готовили не знакомые молодым люди: сотрудники соцзащиты нашли белое платье, а работники ЗАГСа скинулись на обручальные кольца. Фото: Светлана Митина

Совет да мир 

За несколько минут до церемонии - свадебная фотосессия. Это тоже подарок молодым от ЗАГСа.

- Готовы? Еще есть шанс передумать, - шутит во время съемки фотограф, чтобы снять волнение.

- Ну все, я пошел, - смеется в ответ жених.

- Далеко не уйдешь! - весело кричат ему друзья.

Артем и Женя ехали на Дальний Восток одни - родные и близкие остались в Мариуполе и Днепропетровске. Настоящими друзьями для молодой семьи стали соседи по купе поезда Таганрог-Благовещенск, а теперь - по комнатам в пункте временного размещения стали близкими людьми. Шумным автобусом, семьями и детьми они приехали на регистрацию. Правда, всем желающим места не хватило.

В назначенное время жених и невеста вошли в зал под марш Мендельсона и бурные аплодисменты. Торжественная церемония, к которой они так долго шли, заняла всего несколько минут.

- В нашей стране никто не принуждает к заключения брака. Я должна у вас спросить, является ли ваше решение стать супругами взаимным, искренним и свободным? - спросила регистратор церемонии и услышала в ответ счастливое: "Да".

Подписи в книге актов регистрации, обмен кольцами, первый поцелуй мужа и жены, дружное "ура!" от группы поддержки.

- Мы так рады за них, спасибо большое за такой праздник, он запомнится молодым на всю жизнь, - призналась Мария Гунькова. - Мы тоже из Мариуполя, приехали одним поездом с мужем и двумя детьми. У нас все хорошо, мужу пообещали работу, он машинист мостового крана. А я в положении - в ноябре будем рожать нового жителя Амурской области. Надеюсь, амурчанку - два мальчика у нас уже есть.

После регистрации молодожены на свадебном автомобиле отправились кататься по городу, который, как они надеются, станет их вторым домом.

- Хотим ли вернуться на Украину? Нет, нет, - кивает глава семьи Вербовских. - У меня в Мариуполе мама осталась, там уже спокойно, все восстанавливается, проводят свет в дома. У Жени вся семья в Днепропетровской области. Общаемся по телефону, скучаем. Но если нас здесь примут, то останемся навсегда.