21.05.2022 06:00
    Рубрика:

    ФАС предлагает меры по стабилизации поставок топлива на рынок

    Обязать нефтеперерабатывающие компании продавать на бирже не менее 1% от выпускаемых объемов топлива по контрактам с определенным сроком поставки предлагает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Проект приказа об этом размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
    Максим Богодвид/РИА Новости
    Максим Богодвид/РИА Новости

    К таким контрактам относятся фьючерсные договоры, по которым в определенный срок одна из сторон должна приобрести товар, а вторая - продать. В службе считают, что это увеличит объемы торговли топливом на рынке и позволит сформировать отечественные ценовые индикаторы на нефтепродукты с учетом котировок российского биржевого фьючерсного рынка. Норматив - 1% от объемов производства устанавливается для бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

    Если отойти от казенных формулировок, то механизм, предложенный ФАС, преследует две цели. Первая, обезопасить внутренний рынок, особенно независимые АЗС от перебоев поставок топлива в будущем. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, сейчас макроэкономическая ситуация имеет крайне высокую степень неопределенности, в связи с чем страховка может быть более востребована. В негативном сценарии она может потребоваться в случае невозможности экспортировать дизель и мазут, из-за чего нефтяники могут снизить объем нефтепереработки, что отразится на доступности топлива. Это не базовый сценарий, а лишь один из возможных - пока что предпосылок для перебоев с поставками бензина нет, поясняет эксперт.

    Вторая цель ФАС - снизить зависимость цен на топливо в России от его европейских котировок. Сейчас ценообразование на оптовом рынке топлива в России строится от экспортных нетбэков (экспортных цен за вычетом пошлин и затрат на транспорт). Но в Европе себестоимость нефтепродуктов находится в сильной зависимости от котировок нефти, а в России основную часть себестоимости составляют налоги и акцизы. Для дизельного топлива привязка к европейским ценам может быть оправдана, на экспорт уходило около 50% от производимых объемов. А вот бензина за границу отправлялось не более 10%. Возможность заключать контракты с определенным сроком доставки, заставит нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) больше ориентироваться на реальную себестоимость своей продукции в России, а не на экспортную цену. Но пока вся налоговая система в отечественной нефтянке построена на привязке к мировым котировкам, влияние предлагаемого ФАС решения на оптовый рынок будет минимальным.

    Можно предположить, что фьючерсные контракты будут наиболее востребованы в регионах, где много независимых АЗС, которые не могут создавать большие запасы топлива впрок, и периодически случались перебои с его поставками из-за проблем с транспортировкой. Например, на Дальнем Востоке.

    Для нефтеперерабатывающих компаний данная мера не должна обернуться дополнительным бременем. Хотя, по мнению исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артема Тузова, поскольку ФАС принимает решения о принудительной реализации топлива через биржу, явно видно, что в стране нет значимого профицита нефтепродуктов, которое могло бы заставить нефтяные компании самостоятельно искать новые пути реализации через биржу. Непубличные долгосрочные контракты на поставку топлива имеют свои преимущества и недостатки, как и биржевая торговля, остается только надеяться, что ФАС сможет найти золотую середину, отмечает эксперт.

    С точки зрения Кауфмана, нефтеперерабатывающие компании потеряют немного гибкости, но каким-то ущербом для них это не обернется.

    Что касается цен на АЗС, то повлиять на них нововведение не должно, считают эксперты. Чтобы ни происходило на бирже, цена на топливо будет дорожать, не превышая уровень инфляции, то есть, по последним прогнозам, это 17% к концу года, уточняет Тузов.