По крайней мере карикатура, напечатанная 28 августа 1908 года в одной из российских газет, не оставляет никаких сомнений в том, что чудеса техники не всегда облегчают жизнь.
На рисунке можно разглядеть телеграфиста на станции "Козлова Засека", почти погребенного под бесконечной лентой телеграмм со всего света, авторы которых поздравляли Льва Толстого с 80-летием. Железнодорожная станция "Козлова Засека" была ближайшая к Ясной Поляне. С одной стороны - весь мир. С другой - Лев Толстой. А между ними - телеграфист, выполняющий роль перегретого сервера в цепочке коммуникации.
Но речь, конечно, не о том, что "телеграмм-канал"как средство для сообщений и в 1908 году уже был очень популярным. Важнее, что технический прогресс не только сделал возможным тысячам почитателей прямо адресоваться Льву Толстому, но и Льву Толстому прямо обратиться к "товарищам потомкам".Спасибо Томасу Эдисону, который прислал в подарок Толстому фонограф. Голос писателя, который читает мудрые мысли великих людей на трех языках,рассказывает детскую сказку, диктует письма, можно послушать на выставке "Толстой и прогресс" в Музее Л.Н.Толстого на Пречистенке. Право, нет сегодня более актуального писателя, чем автор "Анны Карениной", "Войны и мира", "Смерти Ивана Ильича".
Как бы ни ругал Лев Толстой прогресс, но благодаря прогрессу (и Дранкову, конечно) мы можем увидеть документальный фильм, где Толстой отправляется из Ясной в Хамовники. Узнать историю цветной фотографии Льва Николаевича, сделанной С.М.Проскуриным-Горским. Впервые есть возможность посмотреть стереофотографии, снятые в Ясной Поляне П.Е.Кулаковым все в том же 1908 году.
Кураторская экскурсия по выставке "Толстой и прогресс" начинается в Музее Льва Толстого на Пречистенке, 11/8 в 19.00.
Толстовский центр, ул. Пятницкая, 12
Скажем честно, покупая трикотажную толстовку, с капюшоном или без, карманом или без оного, мы в отличие от толстовцев конца XIX века вряд ли декларируем тем самым приверженность воззрениям Льва Николаевича или даже любовь к его волшебной прозе. Толстовка отдельно, "Война и мир" - отдельно.
Выставка пытается связать распавшуюся связь времен, надеясь, что молодежная толстовка доведет не только до прялки, но и до книг Льва Николаевича.
Музей Востока, Никитский бульвар, 12 А
На выставке "Евгений Лансере в Дагестане", которую сделали Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Музей Востока и музей Л.Н.Толстого, встретились три разных мира: Льва Толстого, "Мира искусства" и Дагестана. Собственно, они переплелись прежде всего в судьбе самого Евгения Лансере, мирискусника, племянника Александра Бенуа, брата Зинаиды Серебряковой.
Евгений Лансере, учившийся в Париже, обожавший театр, основатель знаменитого "Старинного театра" в Петербурге, был великолепный рисовальщик, создававший проекты в том числе и для Императорского фарфорового завода. Неудивительно, что именно ему в 1912 году петербургское издательство заказало иллюстрации к переизданию повести "Хаджи-Мурат" Льва Толстого. Удивительна цепь поворотов судьбы, которые свяжут судьбу художника с Кавказом, работой над повестями Толстого на долгие годы.
Лансере, готовясь к работе, стал обдумывать поездку в Дагестан и узнал, что муж его сестры Зинаиды - Борис Анатольевич Серебряков учился в Петербургском Институте путей сообщения с Магометом Мирзой Хизроевым. Хизроев как раз был из Дагестана. А его сестра Зульфиджат была замужем за младшим сыном легендарного наиба Хаджи-Мураба, названного в честь отца. Магомет Мирза Хизроев пригласил Лансере остановиться в доме отца Исилау Хизроева, участника русско-турецкой войны 1877-1877 года.
Результатом путешествия стали иллюстрации Лансере к "Хаджи-Мурату" Толстого, карандашный портрет уже пожилого сына Хаджи-Мурата - Гуллы, пейзажи гор. Но не только. Пройдет всего пять лет, и в 1917 году, Магомет Мирза Хизроев пригласит Лансере с семьей приехать в Темир-Хан-Шуру (сейчас - Буйнакск). Дагестан был тогда гораздо более безопасным местом для художника, чем имение в Курской губернии, где он жил. К тому же Хизроев был членом правительства Горской республики. Тогда казалось - нужно только переждать революцию. Но получилось - Лансере прожил в Дагестане почти на два года. Он преподавал рисование в городской гимназии, организовал рисовальные курсы для одаренной молодежи. Сотрудничал с местным журналом. И очень много рисовал с натуры. Темир-Хан-Шура был культурным центром, с музеем, театром, первой электростанцией, построенной еще в 1911 году.
Нынешняя выставка открывает неожиданный "кавказский и толстовский след" в творчестве мирискусников. Это первая персональная выставка Евгения Лансере в Музее Востока. И удивительным образом она оказывается портретом не одного художественного проекта - в 1928 году Лансере вновь приезжает в Дагестан, работая над иллюстрациями к "Казакам" Толстого. Она возвращает нас к тем узлам истории, которые остаются актуальны и сегодня.