Мариупольский доктор организовал прием пациентов на улице

- Чем я могу помочь, моя хорошая?

- У меня дочь инвалид. Cколиоз и еще добавился рассеянный склероз. Когда началась война и обстрелы, она сильно нервничала. Теперь даже не может ходить, да еще судороги начались. Нужны лекарства. Дочка принимала украинские препараты, но сейчас их сложно найти. Может быть, есть российский аналог.

- Попробуем что-нибудь подобрать…

В Мариуполе идет необычный врачебный прием - прямо на улице, перед входом в разнесенную обстрелами поликлинику - центр помощи №4. Вместо врачебного кабинета - пара стульев. Вместо кушетки - снятые с автомобиля задние колеса. А из персонала здесь только педиатр и семейный врач Сергей Савицкий. "Консультации врача. С 9 до 12. Спрашивать Сергея Петровича. Май 2022 года", - извещает прикрепленная к двери надпись от руки на листе бумаги.

Докторская слава

Сергей Савицкий помогает мариупольцам исключительно на волонтерской основе. За свою работу он сейчас не получает ни зарплаты, ни пайка. Но о добром отзывчивом докторе Петровиче знает весь город. "Слава бежит впереди меня, а я все время отстаю", - шутит врач. Собственно, так и есть: именно сами мариупольцы посоветовали нам обязательно съездить сюда. Чтобы хоть как-то поддержать Сергея Петровича, корреспонденты "РГ" привезли во врачебный кабинет под открытым небом набор продуктов. Узнаем, что недавно пациенты и друзья доктора преподнесли ему шуточный подарок. На старенькой кепке с надписью "Янукович - наш президент", они изменили некоторые буквы. Получилось: "Петрович – наш президент". И дату обновили: 2022 год. Вот в этой "президентской" кепке Петрович и ведет сейчас прием.

- А вы мерили давление, моя хорошая? Обязательно нужно измерять. И приходите на прием раз в пять дней…

Сегодня погожий солнечный день, и пациенты идут один за другим. Где-то вдали время от времени бухает. Но эти звуки уже никого не пугают: взрывы гремят в оставленной националистами "Азовстали", где идет разминирование. Убегать с улицы и прятаться от обстрелов больше не нужно. А врачебную консультацию здесь давать удобнее, чем в разнесенных вдребезги кабинетах. Да и безопаснее: здание медучреждения очень сильно пострадало. Неподалеку располагались националисты из запрещенного в РФ "Азова", поэтому поликлиника попала в самый эпицентр боевых действий.

Недавно сюда приезжала комиссия во главе с министром ЖКХ ДНР. Специалисты осмотрели поликлинику и пришли к неутешительному выводу: повреждения слишком серьезные и, скорее всего, здание придется снести. Медучреждение планируется перенести в другое строение, где в прошлом располагалась детская поликлиника. Кстати, оттуда медиков выселила СБУ. А теперь появилась возможность вернуться на прежнее место. Разумеется, для этого потребуется некоторое время. Но Сергей Савицкий готов вести прием и помогать пациентам столько, сколько нужно и в любых условиях. Он не делал перерыва даже во время боев.

Мариупольский ад

- 6-го марта я пришел на дежурство, да так и остался в поликлинике. Начались обстрелы. Квартира сильно пострадала, и оставаться там, пока шли боевые действия, было слишком опасно. Поэтому мы с родственниками два месяца жили в подвале поликлиники. Только недавно начали ремонтировать квартиру. Это, конечно, не бомбоубежище, но в подвале есть несколько выходов, и нет окон, в которые могли бы залететь осколки. В общем, достаточно надежное место. А вокруг в то время царил настоящий ад. При обстрелах снаряды и мины ложились в 30 метрах друг от друга. Но ничего геройского я не совершал, просто помогал людям, чем мог, когда сюда приводили раненых. Приходилось работать без электричества и воды. Но здесь были лекарства и можно было делать перевязки, оказывать первую помощь. Было много осколочных ранений, ожогов. Также после пережитого люди обращались с сердечными проблемами, гипертонией, - рассказывает доктор.

Кстати, по его словам, перенесенные мариупольцами испытания сказываются на их здоровье до сих пор. Особенно сильно пережитое отразилось на пенсионерах. У пожилых пациентов теперь много нервных расстройств, им требуются успокоительные, снотворные и сердечные препараты. Еще одна беда - простуды, кашель и насморк после долгой жизни в подвалах.

- Больше всего угнетала безысходность от того, что невозможно ничего изменить. Поэтому оставалось просто делать свою работу. И все превратилось в обычные будни, в рутину под обстрелами, - вспоминает врач.

В поликлинике он остался один, но мысль покинуть Мариуполь не возникала ни разу.

- Я слишком люблю свой красивый солнечный город. Я родился здесь в 1966 году, когда Мариуполь еще был Ждановым и уверен, что город станет еще лучше. Наверное, я просто патриот Мариуполя, поэтому уезжать не стал, - улыбается Сергей Савицкий.

О националистах, он, как патриот своего города, отзывается крайне негативно.

- У них были свои медики и свои лекарства, так что я с ними не общался. И никакого желания, если честно, не было. Азовцы ведь прямо говорили, что их задача - не защитить, а максимально уничтожить город. И задачу эту они выполнили процентов на 70-80, - вздыхает медик.

Появляется очередная посетительница. И вновь все врачебное внимание уделяется ей:

- Что случилось, моя хорошая?

А я думаю о том, что даже в обычной мирной жизни редко встретишь такого любезного доктора. А уж в непростые времена это приветливое и участливое "моя хорошая", должно быть, исцеляет не хуже лекарств.

Молодая женщина просит прививочный лист из медкарты ребенка. Лист нужен, чтобы записаться в открывшуюся недавно школу. Сергей Савицкий объясняет, где и как найти нужную карту.

- Только аккуратнее, пожалуйста, моя хорошая. У меня все по годам расставлено, не перепутайте.

Наверное, такое возможно только после пережитых вместе бомбежек: пациенты во всем доверяют доктору, а доктор - пациентам. Женщина сама находит нужный документ в кабинете педиатра. Радостно благодарит, спешит домой довольная: в этом году сын пойдет в первый класс.

- Нам очень повезло, что все карточки уцелели и не сгорели. В поликлинике побывали мародеры, но детские медкарты их не заинтересовали, - говорит врач.

Дерево мира

Часы приема заканчиваются, но Сергей Савицкий, как это обычно бывает, задерживается. Ждет на всякий случай пациентов, которые могли припоздниться. А пока никого нет, доктор соглашается провести небольшую экскурсию по своей поликлинике.

Поднимаемся на третий этаж, где Сергей Петрович принимал пациентов раньше. Поликлинике и в самом деле сильно досталось. Разбитые коридор, снесенные двери, обломки мебели, хрустящее стекло под ногами. Медицинские кушетки завалены вырванной со стен плиткой. На полу валяются какие-то коробки, ящики, бумаги. Сбитая отделка. Окна высажены взрывной волной вместе с рамами. В крыло женской консультации нам заходить не советуют. Там в любой момент могут обрушиться ненадежные плиты перекрытий.

- Здесь было наше детское отделение, а вот мой кабинет, - показывает свое бывшее рабочее место Сергей Савицкий. Перекошенная дверь, разбитые косяки. Но, несмотря на царящий вокруг хаос, на полочках аккуратно выставлены детские медкарты красного цвета. - Это детки с моего участка. Вроде пока все цело.

Еще бросается в глаза огромный детский рисунок на стене вместо обоев. На картине - дерево, на котором дружно разместились звери и птицы. Словно намек людям, что и они ведь вполне могут жить в мире.

Спускаемся в подвал, где Сергей Петрович с родными провели два месяца. В темноте нельзя передвигаться без фонарика. Луч света выхватывает несколько кроватей и ящик с лекарствами. В другом подвальном помещении расположена кухня. Здесь есть газовая печка, от которой, впрочем, мало проку при отсутствии газа (готовить доктору, как и другим обитателям мариупольских подвалов приходилось на улице, на костре), ванна, которая тоже не очень нужна при отсутствии воды, столик, икона на стене, и медицинская спиртовка, использовавшаяся в качестве осветительного прибора.

- Не дай бог, конечно, все это еще раз пережить, - вздыхает доктор. И снова улыбается: - Ничего, все будет хорошо.

Интересуюсь напоследок, как после всех перенесенных испытаний ему удается сохранить оптимизм и заряжать позитивом пациентов?

- Ну, я же живой, - улыбается Сергей Савицкий. - И у меня есть все, что нужно для жизни. Есть облака, солнце, трава, деревья. Значит будем жить дальше.

Кстати

Сергей Савицкий, будучи оптимистом, уверен, что скоро жизнь в Мариуполе наладится, пациенты будут приходить во врачебный кабинет и проблем с лекарствами не возникнет. Но пока они, увы, есть. Врачу, принимающему людей на пороге разбитой поликлиники, привозят лекарства волонтеры и приносят сами мариупольцы, находя в своих домашних аптечках то, что не нужно им, но может пригодиться другим. Перед нашим визитом кое-какие таблетки из своих довоенных еще запасов принесла пожилая пенсионерка. А недавно медикаменты Сергею Савицкому привез из Бердянска батюшка местной церкви. Но при большом наплыве пациентов с самыми разными болезнями этого, конечно, недостаточно.

- Сейчас особенно не хватает препаратов для инсулинозависимых пациентов, ощущается дефицит лекарств гипертонической группы, медикаментов, необходимых для лечения простуды и заболеваний щитовидной железы. Кстати, лекарства для щитовидки бывает сложно достать даже в Донецке. Ребята недавно ездили туда – не нашли. Возникают проблемы и с лечением специфических заболеваний, например, болезни Паркинсона и ДЦП, - говорит доктор.

Возможно, кто-то захочет помочь Сергею Савицкому. Телефон мариупольского врача: 0717148275, оператор "Феникс" (ДНР).