О готовности работать по новой схеме уже заявили немецкие компании Uniper, EnBW, RWE, итальянская ENI и австрийская OMV, а также компании из Франции, Венгрии и Словакии. На эти страны приходится около 100 млрд кубометров экспорта российского газа в ЕС, из поставленных в 2021 году 155 млрд кубометров. Доля отказников - приблизительно 30 млрд кубометров, остальные страны еще не определились, не сделали официальных заявлений или не входят в список недружественных России. Ранее вице-премьер Александр Новак заявил, что из 54 иностранных компаний, имеющих контракты с "Газпромом" около половины уже открыли рублевые счета.
Означает ли это, что экспорт газа из России может упасть на треть в 2022 году? Совсем нет. Дефицит этого ресурса на рынке вынудит компании из стран-отказников покупать российский газ на бирже, то есть втридорога. Соответственно, компании, согласные работать по российской схеме оплаты, будут вынуждены закупать большие объемы газа в нашей стране, чтобы удовлетворить эти потребности.
Здесь показателен пример Польши, которая уже приобретает газ из России в режиме виртуального и реального реверса, забирая его из поставок якобы предназначающихся для Австрии и Италии или получая его из Германии. Как отметил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, пока все отказавшиеся платить в том или ином виде получают российский же газ обходными путями, через физический реверс, как Польша с Финляндией, или виртуальный, как Болгария.
С другой стороны, снижение объемов экспорта российского газа на Запад неминуемо. Как Россия не намеревалась шутить, обещая прекратить поставки, если не будет оплаты по новой схеме, так и обещания Европы, уменьшить импорт энергоресурсов из нашей страны сделаны не на пустом месте. Нюанс в том, что желаемое нужно согласовывать со своими возможностями.
Пока из дополнительных объемов газа Евросоюзу пообещали только 15 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ) из США, а также 1,4 млрд кубометров из Норвегии за счет роста добычи в Северном море. Причем обещания эти никак не были юридически закреплены. На 13 млрд кубометров может увеличить поставки газа Алжир, но для этого стране нужно нарастить добычу газа, с чем есть проблемы, несмотря на большие запасы, и займет несколько лет. Все остальные варианты, вроде строительства газопроводов из Нигерии и Туркмении, разработки шельфа Средиземного моря и наращивания производства СПГ в Сингапуре и ОАЭ имеют очень отдаленные перспективы. Итого, в ближайшие два-три года, в лучшем случае, Европа сможет получить дополнительно не больше 30 млрд кубометров газа не из России. И это при обязательном условии, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона не будут оттягивать на себя все новые объемы СПГ.
Если говорить об отдельных странах. То полностью отказаться от российского газа могут сейчас Великобритания и Нидерланды, за счет поставок из Северного моря и СПГ. Причем обе страны могут докупить нужные объемы газа на бирже, не особенно интересуясь его происхождением. Просто было бы уйти от поставок из нашей страны Финляндии. Объемы импорта трубопроводного газа из России невелики - 1,8 млрд кубометров. В энергобалансе страны газ занимает около 4,4%, и часть его объемов даже экспортируется в Прибалтику. У Финляндии есть терминал для приема СПГ (98% купленного сжиженного газа в 2021 году было российским, а на него условие по оплате в рублях не распространяется). Проблема в том, что в мае Россия также прекратила экспорт электроэнергии в Финляндию, а это еще 10% в энергобалансе. В результате, финским компаниям придется увеличить импорт из Швеции и, по-видимому, прекратить экспорт газа в Прибалтику, что, в первую очередь отразится на энергообеспечении Эстонии и Латвии. Уже в ближайший отопительный сезон у стран Балтии, включая Финляндию, могут возникнуть реальные проблемы с газо и энергоснабжением, считает Гривач.
В целом же история с реакцией Европы на предложенную новую схему оплаты поставок российского газа изначально отдавала большим лукавством. В том, что этот механизм никак не противоречит действующим контрактам и санкциям ЕС против нашей страны, было понятно с самого начала. Его целью была защита экспортной выручки от замораживания на счетах иностранных банков. Также европейским чиновникам не могло быть не видно, что быстро и полностью прекратить импорт газа из России не получится. Они до последнего продолжали делать вид, что такой отказ возможен, но сейчас времени на торг уже не осталось.
Большинство крупных импортеров газа уже открыли рублевые счета в "Газпромбанке" и платят по новым условиям, отмечает Гривач.