23.05.2022 14:10

    Современные авто уязвимы для хакеров. В чем их слабость

    Дефицит автомобилей и запчастей на рынке и стремительный рост цен на новые и подержанные авто снова сделал актуальной проблему угонов.

    Фото: iStock

    Так, по статистике МВД, количество краж транспортных средств по итогам первого квартала выросло на 24 процента. В январе было угнано 459 автомобилей, в феврале - 505, а в марте - 620 (а в прошлом году число угонов снижалось). Но современные автомобили, напичканные различными электронными устройствами, находятся не только под угрозой угона, но и кибератак. Особенно это касается корпоративных парков, как правило, оцифрованных. Насколько уязвимы современные транспортные средства для хакерских атак и какой вред хотя бы гипотетически они могут нанести "мозгам" автомобилей?

    "Уязвимости, безусловно есть. Дело в том, что сами основные принципы работы бортовой электроники не менялись с 1970-х годов, когда стали устанавливать первые блоки управления на впрысковых двигателях, - пояснил управляющий партнер MONTRANS Станислав Емельянов. - Тогда автоконцерны посчитали сложным и дорогим протяжку отдельных проводов от каждого датчика, кнопки и исполнительного механизма к блоку управления - их потребовалось бы огромное количество. Поэтому создали так называемую CAN-шину (Controller Area Network), в которой все модули "завязаны" на одной общей магистрали. Принцип очень прост: как в офисе по локальной сети конкретный компьютер получает команду, которая ему предназначена, не замечая остальные, и эти компьютеры нет смысла связывать в одно целое. А уязвимость кроется в отсутствии проверки легитимности отправителя команды. Ее просто не существует как таковой. То есть, получив физический доступ к CAN-шине, вы получаете доступ абсолютно ко всем системам автомобиля. И это касается самых обычных сегодняшних машин".

    Впрочем, в связи с уходом с российского рынка ведущих мировых автоконцернов, проблема излишней интеллектуальности автомобиля может сойти на нет. Так или иначе, но уже дано добро на выпуск авто без устройств ABS и курсовой устойчивости, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности и т.д. Не факт, что наш автопром не вернется к выпуску "ведер с гайками", самая эффективная защита которых - кондовый замок, связывающий педали газа и тормоза. Взламывать в таком автомобиле хакерам, сами понимаете, будет нечего. Тем не менее, Станислав Емельянов уверен, что дальнейшая цифровизация ТС будет только расти, потому что автопром сегодня является одной из ключевых сфер мировой экономики. Ежегодно ассигнования на научные разработки и инновации превышают отрасли сотни миллиардов долларов, количество рабочих мест - 15 миллионов, а суммарные активы перескочили за два триллиона долларов. Плюс климатическая повестка требует от современного автомобиля отвечать всем требованиям научно-технического прогресса. Так что, считает эксперт, стремительное развитие цифровых технологий во всех сферах жизни человека будет и дальше стимулировать производителей на создание высокоинтеллектуальных машин.

    Остается только задать традиционный вопрос "по Чернышевскому": что делать? То есть как обезопасить интеллект современного автомобиля от внешнего вмешательства? Станислав Емельянов объясняет, что помимо установки специальных систем мониторинга транспорта - а это самый надежный на сегодня способ защиты своего авто - нужно соблюдать элементарные правила безопасности. Ни в коем случае не скачивать обновления бортовой системы из непроверенных источников: не стоит пытаться получить бесплатно то, что изначально стоит денег, так как дальнейший ремонт обойдется куда дороже. Даже карты для встроенной навигации лучше покупать у дилера. "Ни в коем случае не загонять машину с электроникой в "гаражные" сервис-центры - там стопроцентно пиратский софт с возможностью "закладки", которая в итоге возьмет под контроль управление электроникой автомобиля. После поездки даже в шиномонтаж или на мойку проверяйте, не вставили ли "жучок" в OBD-порт. Вообще от всего быть застрахованным невозможно, но предугадывать проблему вполне реально", - резюмирует эксперт.