24.05.2022 05:00
Поделиться

Исследование Финуниверситета: 73% молодых ученых уверены в своем будущем

Павел Селезнев, первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций, профессор департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ:
Павел Селезнев.
Павел Селезнев. / Владимир Трефилов / РИА Новости

- Российская экономика столкнулась с небывалыми по масштабам санкциями, затронувшими все ее части, включая сферу научных исследований и разработок, которая играет роль одной из важнейших, "несущих" конструкций российского общества, что отражается в ее высоком престиже среди населения. По данным социологии, 84% россиян согласны с тем, что развитие науки и технологий положительно влияет на уровень жизни, а 91% уверены, что наука и техника делают нашу жизнь более легкой и комфортной. При этом, по мнению россиян, самые важные области науки – медицинские, сельскохозяйственные и технические.

Принято считать, что научный труд в России плохо оплачивается. Однако исследования в области качества жизни россиян, проведенные в Финансовом университете при Правительстве России, опровергают это мнение. Опросы показали, что уровень жизни российских ученых не хуже среднероссийских показателей, и в целом они примерно в той же степени уверены в завтрашнем дне, как и население страны в целом. А среди молодых ученых этот показатель заметно выше среднероссийского: 73% опрошенный молодых ученых чувствуют уверенность в своем будущем, тогда как по России в среднем такую это чувство испытывают 62% населения.

Выбор научной карьеры для молодых людей не случаен —пришедшие в науку, как правило, преданы ей и хотели бы продолжать научные исследования: 83% из них полностью или в основном согласны с тем, что сделали правильный выбор, занявшись наукой, и только 10% собираются покинуть сферу научных исследований. Молодежь в науке, как правило, отличается достаточно высоким уровнем квалификации, о которой свидетельствует ее публикационная активность. Так, 78% из молодых ученых имеют опыт выступления на всероссийских научных конференциях, включая конференции с международным участием.

Исследования также показали, что молодые ученые имеют сегодня доступ к разным источникам финансирования. Три четверти из их числа получают средства из российских научных фондов на основании грантов, 52% финансируются в рамках государственного заказа, 40% полностью или частично работают на средства в рамках поступающих контрактов от частного бизнеса.

Какие еще существуют возможности для того, чтобы максимально эффективно использовать научный потенциал молодых ученых в условиях сложившихся и растущих ограничений?

Как показало недавнее исследование, проведенное Финансовым университетом при Правительстве РФ при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, с уровнем научного руководства в российской молодежной науке все неплохо. Только 10% участников опроса полностью или в основном не удовлетворены его качеством. При этом один из основных резервов роста эффективности труда научной молодежи – повышение уровня организации непосредственно самих научных исследований, которым, согласно опросам, не довольны 18% от их участников. Это, безусловно, создает серьезный потенциал для дальнейшего роста.

Молодые ученые, как правило, хорошо информированы о мерах государственной поддержки – лишь 12% из них в ходе исследования заявили, что ничего о них не слышали. При этом сами меры их поддержки, совершенно очевидно, должны представлять собой гибкий механизм, адаптирующийся к меняющимся задачам и условиям существования российской науки. На самом деле, так и происходит: в декабре 2021 года курирующим вице-премьером Д.Н. Чернышенко утверждена «дорожная карта» по совершенствованию мер поддержки, оказываемой молодым ученым и исследователям. Она направлена на создание продуктивной научной среды для молодежи и включает мониторинг исследовательского климата, меры по улучшению грантовой системы, развитие инструментов поддержки студентов и аспирантов, подготовки публикаций, организации конференций, а также, безусловно, выделение средств на приобретение жилья.

Кстати сказать, Минобрнауки России во взаимодействии с профильными структурами уже работает над тем, чтобы еще больше повысить прозрачность и состязательность в механизмах, направленных на решение жилищных вопросов, внедряя систему комплексной оценки эффективности и результатов научного труда каждого молодого ученого. По мнению самих молодых ученых, наиболее эффективными мерами поддержки науки сегодня является повышение материально-технической оснащенности оборудованием и материалами (реагентами) для исследований, и уже после нее в списке желаемых мер поддержки следует увеличение финансирования науки. Еще одна интересная мера поддержки, о которой часто говорят респонденты – это стимулирование спроса на результаты научных исследований со стороны рынка. Задача формирования внутрироссийского рынка высокотехнологичной продукции, кстати сказать, поднимается уже далеко не первый год.

Среди мер финансовой поддержки самые высокие оценки получили гранты Российского научного фонда, а также стипендии президента и правительства РФ. В списке желаемых мер профессиональной поддержки лидирует создание научно-образовательных и научных центров мирового уровня, в части социальной поддержки наиболее популярно предоставление служебного жилья, а также жилищных сертификатов, несколько менее популярно создание жилищно-строительных кооперативов молодых ученых.

Несомненно, дополнительное финансирование науки вообще, и молодежной науки, в частности, необходимо, но оно невозможно без мер по оптимизации расходов. Первым шагом в этом направлении должен быть критический аудит наиболее важных научных отраслей и отбор тех направлений, поддержка которых должна осуществляться в приоритетном порядке исходя из нынешних условий санкционной войны против России. Основными направлениями приложения усилий должны стать ее стратегические отрасли, которые обеспечивают поддержание безопасности, экономической и социальной устойчивости страны, включая снижение конфликтности общественных отношений. Поэтому в специальной поддержке нуждаются молодежные научные направления, обеспечивающие поддержку этих направлений и поиск ответов на большие вызовы, острота которых только усилилась. Поэтому необходимо принять дополнительные меры по поиску наилучших перспективных решений и контролю качества результатов научных исследований, включая и молодежную науку, которым в обязательном порядке должна быть придана практическая, прикладная составляющая.

Крайне важное направление, которое будет оказывать огромное влияние на будущее российской науки – это подготовка научных кадров, приходящих на замену ветеранов. Для этого нашей стране необходимо усовершенствовать систему отбора наиболее талантливых молодых ученых и специалистов, организовать полноценный мониторинг уровня и качества научного руководства, обеспечить организационные, технические и финансовые условия для работы молодых исследователей в нашей стране, особенно что касается критически важных направлений. Многое, кстати сказать, в этом направлении уже делается такими организациями, как АНО «Россия – страна возможностей» и Национальный Дельфийский совет России, положительный опыт которых интересен и востребован. Одним из примеров здесь является конкурс «Лидеры России» в специализации «Наука», организованный совместно АНО «Россия – страна возможностей» и Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах. В связи с пополнением кадров российской науки и повышением их квалификации особого внимания заслуживает задача укрепления института аспирантуры. Критерием её эффективности должно стать число аспирантов, получающих высококлассную подготовку и остающихся работать в научных и образовательных учреждениях, после успешной защиты диссертации. Благодаря этому будет обеспечена преемственность научных школ.

Подводя итог, необходимо отметить, что у российской молодежной науки огромный потенциал. Чтобы полностью использовать его на благо страны в нынешних непростых условиях, необходимо улучшить организацию научных исследований, вести более гибкий отбор проектов и кадров для молодежной науки, продолжать совершенствование мер поддержки молодежной науки, а также сконцентрировать ресурсы в отраслях, имеющих стратегическое долгосрочное значение. Многое здесь уже делается, однако сделать предстоит еще больше.